logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

52. Валовые выручка и издержки.

Анализ издержек и дохода — ключевой момент анализа хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия.

Издержки производства — вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции.

Изменение величины общих издержек связано с действием в экономике закона убывающей предельной доходности (возрастания затрат). На начальном этапе деятельности общие издержки относительно высоки, а объем выпускаемой продукции низок. Далее расширение производства уравновешивает издержки и объем продукции. На определенном этапе наступает момент, когда при увеличении продукции издержки растут еще быстрее и фирма должна осуществить экономические преобразования, чтобы не потерять конкурентоспособность.

Внешние, или явные, издержки — те затраты, которые предприятие несете результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги:

1) плата за сырье и материалы;

2) заработная плата наемных работников;

3) выплата процентов за кредиты;

4) рента' за аренду земли;

5) оплата транспортных расходов, различного рода консультационных услуг и др. Внешние издержки называют бухгалтерскими издержками.

Внутренние, или скрытые (неявные), издержки — затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Это такие расходы, которые не выступают в форме денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Оценка внутренних издержек осуществляется либо с помощью приравнивания стоимости собственных ресурсов к рыночным ценам идентичных ресурсов, которые пришлось бы платить, если бы предприятие не располагало ими, либо путем определения денежных платежей, которые можно было бы получить в случае предоставления собственных ресурсов другим рыночным контрагентам.

К внутренним издержкам относится также и возмещение усилий, сопряженных с реализацией предпринимательского таланта, риском, управлением предприятием.

Разграничение издержек на внутренние и внешние составляющие позволяет ввести дифференцированный анализ поиска путей повышения эффективности работы предприятия. Эффективные мероприятия, направленные на более полное и рациональное использование внутренних ресурсов, существенно повышают производительность и тем самым обеспечивают меньшую степень зависимости предприятия от складывающейся конъюнктуры рынка.

Валовая выручка — это суммарный денежный доход, полученный от реализации продукции.

Разность между общей выручкой, полученной от реализации продукции, и всей совокупностью внешних и внутренних издержек — экономическая прибыль.

Разность между общей суммой полученной выручки и внешних издержек — бухгалтерская (учетная) прибыль. Она больше экономической, на величину внутренних издержек.