logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

84. Основные макроэкономические проблемы. Стабилизационная политика.

Основные макроэкономические проблемы включают в себя такие внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы как проблема масштабов национального производства и темпов экономического роста; накопления и масштабов инвестиций; занятости и безработицы; недогрузки производственных мощностей; инфляции; дефицита государственного бюджета; стабильности курса национальной валюты; дефицита внешней торговли; дефицита платёжного баланса; макроэкономической нестабильности (проблема экономического цикла).

Встроенные стабилизаторы — это любая мера, которая способствует оздоровлению экономики без вмешательства экономики:

1) прогрессивная система налогообложения: если в экономике возникают причины, ведущие к кризису, то эти причины снижают доходы субъектов хозяйствования. Автоматически снижаются ставки налогообложения, и производители оставляют большую часть доходов для инвестиций;

2) создание резервного фонда занятости населения: выплаты из него в период кризиса и безработицы поддерживают совокупный спрос;

3) практика выплат стабильных дивидендов. Условие функционирования встроенных стабилизаторов — макроэкономическое равновесие.

Стабилизационная политика — политика государства, направленная на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне. Это система экономических мероприятий, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение сбалансированности платежного баланса страны.

Виды стабилизационной политики по набору используемых мероприятий:

1) фискальная политика — сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом;

2) кредитно-денежная политика — регулирование экономики путем изменения количества денег, находящихся в обращении;

3) комбинированная политика — основывается на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства.

Фискальная и денежная политика направлены на регулирование совокупного спроса. Государство может воздействовать на объем совокупного предложения путем увеличения государственных расходов. Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности государства при проведении стабилизационной политики. Условиями снижения доли государственного долга в национальном доходе являются образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной процентной ставки.