logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

Правовое регулирование маркетинговой деятельности.

Развитие маркетинга как одной из важнейших областей экономики в настоящее время требует его всестороннего и эффективного правового регулирования.

Регулятором рыночных отношений между участниками маркетинговой деятельности и другими субъектами выступает право.

Источники маркетингового законодательства. В маркетинговой деятельности используются общие положения права, а также специальные нормы, среди которых:

1) законы. Основным источником в этой сфере считается Гражданский кодекс РФ, обладающий статусом федерального закона. ГК РФ содержит большое количество норм, регулирующих составляющие маркетинговой системы, договоры, применяемые в маркетинге, а также всевозможные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства.

Помимо ГК РФ, систему источников правового регулирования маркетинга пополняют федеральные законы (так, отношения между субъектами маркетинговой деятельности и потребителями регулируются Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»);

2) подзаконные нормативные акты. Конечно, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но также и в подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также имеют немаловажное значение в регулировании маркетинговой деятельности. (Например, указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и аналогичное постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» регулируют ценообразование в маркетинге);

3) корпоративные нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность предприятий и принимающиеся их учредителями;

4) принципы и нормы международного права. Наравне с внутренними законами и прочими нормативными правовыми актами источниками регулирования маркетинговых отношений считаются общепринятые принципы и нормы международного права.

По принятым меркам правительства международные договоры РФ применяются непосредственно к маркетинговым правоотношениям. Однако для использования отдельных из них требуется выпуск внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора.