logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

Маркетинговая среда.

Маркетинговая среда состоит из внешней и внутренней маркетинговой среды.

Внешняя среда, или то окружение, в котором действует предприятие, состоит главным образом из участников рыночных отношений. От их поведения, целевых установок и интересов в большей или меньшей степени зависят благополучие предприятия, результаты его хозяйственной и коммерческой деятельности. Все факторы внешней среды принято разделять на поддающиеся и не поддающиеся воздействию (влиянию).

Наиболее важным фактором внешней среды, поддающимся воздействию, является поведение покупателей (потребителей) продукции предприятия. С помощью системы формирования спроса и стимулирования сбыта, маркетинговых коммуникаций предприятие в состоянии изменить поведение потребителей в своих интересах, сделать их, например, постоянными клиентами — покупателями своих товаров (услуг).

Основные факторы внешней маркетинговой среды функционирования фирмы:

1) демографические;

2) экономические;

3) экологические;

4) научно-технические;

5) политические;

6)культурные.

Изучение внутренней среды маркетинга предполагает оценку производственно-сбытовых и научно-технических возможностей фирмы, т.е. исследователи маркетологи должны подвергнуть анализу потенциал, конкурентные преимущества и недостатки самой фирмы и соотнести их между собой.

Исследование внутренних возможностей фирмы прежде всего предполагает анализ ее финансово-экономического положения, в первую очередь экономического потенциала: исследуются активы фирмы, проводится ревизия ее товарного ассортимента и анализ конкурентоспособной выпускаемой продукции, диагностика и учет производственных мощностей, материально-технической базы научно-технического потенциала фирмы, анализ стратегии фирмы на рынке, анализ организационной и плановой системы фирмы и ее информационной инфраструктуры.

В результате составляется сводная таблица оценки конкурентных позиций фирмы.

Первой силой является сама фирма — ее подразделения и эшелоны управления, оказывающие влияние на принятие решений руководством службы маркетинга. Вторая сила — фирмы и отдельные лица, производящие необходимые компании товары и услуги, и в первую очередь ее поставщики. Третья сила — маркетинговые посредники. Четвертая сила — пять типов конкурентных рынков: потребительский рынок, рынок производителей, рынок посредников, рынок государственных учреждений, международный рынок. Пятая сила — разнообразные конкуренты, с которыми сталкивается фирма: товарно-родовые конкуренты, товарно-видовые конкуренты, марки-конкуренты. Шестая сила — любые контактные аудитории, проявляющие реальный или потенциальный интерес к организации или оказывающие влияние на ее способность достигать поставленных целей.