logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

Конкуренция в маркетинге.

В маркетинге под конкуренцией понимается столкновение экономических интересов. Продавцы товаров и услуг конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они снижают цены, улучшают качество товаров, не жалеют денег на рекламу.

Существуют следующие виды конкуренции:

1) функциональная — может возникнуть из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному;

2) видовая — выпуск аналогичных товаров разными фирмами или одной фирмой, но разного оформления (например, автомобили одного класса, но с разной отделкой);

3) предметная -- между аналогичными товарами разных фирм. Товары фирмы, лучше зарекомендовавшей себя по качеству изделий или по притягательности фирменной марки;

4) ценовая — наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.

Выделяют 4 роли в конкурентной борьбе:

1) лидер (лидер может придерживаться различных позиций и стратегий):

а) «оборона позиции»—создание различного рода барьеров по основным сегментам рынка;

б) «фланговая оборона» — выделение ключевых зон, выдвинутых укрепленных точек как для активной обороны, так и для контратаки;

в) «снижающая оборона» — уступка ослабленных территорий рынка при одновременном усилении наиболее перспективных;

г) «контрнаступление» — если атака уже произошла, лидер может сделать паузу, чтобы наверняка ударить в уязвимое место конкурента, например выгодно противопоставить надежность своей продукции просчетам при разработке конкурентом нового товара;

д) «мобильная сторона» — расширение своей зоны действия за счет диверсификации производства, выявления более глубинных потребностей покупателей;

е) «упреждающая оборона» основана на предвосхищающих действиях. В этих случаях лидер может пользоваться специальными сигналами, предотвращающими атаку (например, распространить информацию о предстоящем снижении цен).

2) претенденты на лидерство. Они выбирают следующие стратегии:

а) «фронтальная атака», т.е. комплексная по многим направлениям: обновлению товаров, рекламе, ценам;

б) «обход» — переход к производству принципиально новых изделий или осуществление скачка в технологии, освоение новых рынков;

в) «атака гориллы» — небольшие порывистые атаки с целью деморализовать соперника (не всегда корректными методами).

3) стратегия «ведомого» — ему приходится следовать за лидером на почтительном расстоянии, экономя силы и средства за счет того, что путь прокладывает лидер.

4) стратегия «новичков на рынке» — это поиск своеобразной рыночной ниши, которая должна быть достаточных размеров и прибыльности, иметь потенциал роста, не вызывать интереса конкурентов. Залог успеха в этом участке — специализация предприятия.