logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

Банковский маркетинг и его особенности.

Основными функциями банковского маркетинга являются:

1) анализ окружающей среды и сбор информации о рынках капитала и его сегментах, изучение и планирование продуктового ряда;

2) определение и регулирование цен на банковский продукт;

3) управление потребительским спросом, планирование и организация сбыта услуг, обеспечение социальной ответственности. Активный маркетинг включает систему следующих мероприятий:

1) организацию активной рекламы при помощи почтовой и телефонной связи;

2) проведение разовых мероприятий, в частности презентаций и конференций, на которых происходит процесс непосредственного изучения потребительских оценок качества и полноты продуктового ряда;

3) организацию дискуссий для обсуждения актуальных проблем банковской деятельности;

4) к «пассивному маркетингу» относятся публикации в прессе информации о банковских услугах и экономических показателях, разработка эмблемы и «девиза» коммерческого банка. Маркетинг в банковской сфере имеет и другие особенности:

1) осуществляется на рынке денежных ресурсов и обеспечивает получение прибыли на основе ускорения денежного оборота;

2) направлена на удовлетворение потребностей и запросов клиентов в услугах по осуществлению ими денежных вкладов и получению необходимых кредитов;

3) связана с получением доходов в виде процентных ставок за предоставляемые услуги. Основу банковского маркетинга составляет анализ возможностей коммерческого банка, что предполагает проведение специальных исследований с целью определения его места на рынке ссудного капитала.

Важное место в маркетинговых исследованиях занимает процесс изучения обслуживаемого рынка с помощью рыночных производственных характеристик, которые можно разделить на 4 группы:

1) рыночные характеристики, с помощью которых оцениваются состояние рынка, его основные тенденции и клиенты;

2) показатели услуг, позволяющие составить представление о банковских услугах и соотнести их с основными требованиями, предъявляемыми к ним потребителями;

3) показатели конкуренции для оценки конкурентоспособности банка в условиях рынка, на котором он действует или предполагает действовать;

4) характеристики среды, включающие анализ экономических, политических, технологических, демографических тенденций. Привлекательность рынка оценивается по следующим критериям: размер, сложившиеся и предполагаемые темпы роста, общее количество и степень концентрации обслуживания клиентов, частота пользования, процесс доведения услуг до потребителя, степень популярности услуг на рынке, тенденции в разделе сфер влияния.

Сегментация рынка может быть проведена с использованием товарного (продуктового) или потребительского (клиентурного) признаков.