logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

Стратегии выхода на зарубежные рынки.

Одним из способов выхода на зарубежный рынок является экспорт. Фирма может экспортировать свой" товар двумя способами: воспользоваться услугами независимых международных маркетинговых посредников (косвенный экспорт) или проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт). Практика косвенного экспорта наиболее распространена среди фирм, только начинающих экспортную деятельность.

Еще одним общим направлением выхода на зарубежный рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера в целях создания производственных и маркетинговых мощностей.

Следующий простой путь выхода на рынок — это лицензирование. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента или какой-либо иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, лицензиату не приходится начинать с нуля, ибо он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя. Недостатки лицензирования заключаются в том, что фирма меньше контролирует лицензиата, чем свое вновь созданное предприятие.

Еще один вариант совместной деятельности — заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Недостаток подрядного производства заключается в том, что у фирмы остается меньше контроля за процессом производства и возникает потеря связанных с этим производством прибылей. В то же время подряд дает фирме возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и с перспективой стать партнером местного производителя или купить его предприятие.

Существует еще один способ выхода на рынок — это предоставление фирмой зарубежному партнеру ноу-хау в области управления и обеспечение партнером необходимого капитала, т.е. фирма экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги. Этот метод, однако, на некоторое время лишает фирму возможности развернуть собственное предприятие.

Совместное владение — еще один способ выхода на рынок. Предприятия совместного владения создаются для объединения усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала. Вкладчики совместно владеют и управляют таким коммерческим предприятием. Зарубежный инвестор может купить долю в местном предприятии, местная фирма может купить долю в уже существующем местном предприятии зарубежной компании. Либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие.

Наиболее полная форма вовлечения в деятельность на зарубежном рынке — помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий.