1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
Чтобы вид деятельности стал профессией необходимо: большое кол-во людей; доходы; образование.
Впервые термин public relations был использован в 1807 г. президентом США Томасом Джефферсоном, который считал, что без целенаправленного конструирования отношений с общественностью демократия немыслима. В своей основе PR изначально был особым инструментом манипулятивного воздействия на сознание и поведение людей. Это быстро оценили политики. На основе бизнес-PR стал развиваться PR политический. В 1919 г. Эдвард Бернейс основал в Нью-Йорке свою фирму по «управлению известностью», ориентируясь на политическую сферу. Его приглашали на работу самые известные политики всего мира. Изначально в Америке этот термин был сугубо профессиональным, так как он пронизывал, по сути, весь политический процесс. Не случайно уже с середины 1920-х годов в демократической партии США появился советник по PR. Республиканская партия ввела эту должность через 10 лет. Таким образом, PR стал частью политического консалтинга. Особенность западных избирательных технологий в том, что они изначально настроены на борьбу двух партий. При этом голосование более чем двух третей избирателей запрограммировано еще до начала кампании. Борьба идет за довольно узкую прослойку избирателей. Тактика избирательных кампаний на Западе базируется на работе мощных и отлаженных партийных машин. Содержательная сторона этой борьбы всегда одинакова: реклама собственной программы и личных качеств; оборона своих уязвимых мест и атака уязвимых мест конкурента. Датой рождения российских избирательных технологий следует считать 1989 г., когда состоялись выборы народных депутатов СССР. Тогда же появились и первые организаторы избирательных кампаний, хотя говорить о каком-либо существенном влиянии их на политический процесс до выборов в Государственную Думу 1993 г. говорить не приходится. В это время российские специалисты активно изучали зарубежный опыт. Первая настоящая проба сил произошла на апрельском референдуме 1993 г. Благодаря блестящей политической кампании в СМИ с формулой «ДА, ДА, НЕТ, ДА», демократы добились желаемого результата. Однако уже в декабре того же года демократы не смогли повторить свой успех. Западные технологии оказались слабо применимы к российской многопартийной действительности. Избирательные кампании были невнятны, плохо организованы и не нацелены на реального избирателя. Поэтому победил говорящий языком народа Жириновский. Следующим этапом становления российских избирательных технологий стали выборы в ГосДуму 1995 – выборы президента 1996 г. Выборы в Думу продемонстрировали все тоже отсутствие стратегии у партий и закончились победой КПРФ. Выборы же президента показали эффективность массовой и тотальной обработки избирателей через СМИ. После этого все в России заговорили о «всепобеждающей силе» современных избирательных технологий. Такой положительный опыт был использован на выборах губернаторов в 1997-1998 г. Избирательных технологов стали приглашать и слушаться, что привело к обновлению губернаторского корпуса. Именно в это время можно считать рождением российских избирательных технологий. Федеральные выборы 1999-2000 г. продемонстрировали новый уровень избирательных технологий. Произошедшее за 2 месяца превращение В.Путина из малоизвестно политика в национального лидера России произвело ошеломляющее впечатление. К сожалению, вместе с таким огромным ростом избирательных технологий, наметился и регресс. Война копроматов на выборах в Думу плохо отразилась на последующем развитии избирательных технологий. На последующих выборах основными средствами борьбы оказались административный ресурс и дискредитация конкурентов. Тактические методы организации избирательных кампаний в России и на Западе развивались в прямо противоположных направлениях. В США и Западной Европе современные методы политической агитации через СМИ начали внедрятся примерно в 30-х гг. прошлого века, причем внедрялись они на фоне уже достаточно отработанных технологий непосредственной работы с избирателями. В России же первые свободные выборы начались уже в информационную эпоху. Поэтому избирательные технологии в России начались с агитации через СМИ, а технологии работы с избирателями находятся в зачаточном состоянии.
ЕЩЕ:
Первая Государственная Дума (1906 г.) – вывоз электората на выборы (мещане). Черносотенная партия открыла чайные трактиры – избирательный бюллетень выдавали взамен водки + велась агитационная работа.
С США коммерческий PR перешел в вид деятельности быстрее всего. Т.Джефферсон (1807 г.) ввел словосочетание PR. Айви Ли ввел понятие «коммерческий PR», Ли был журналистом и предложил свои услуги Дж.Рокфеллеру. СМИ были на стороне рабочих, а не на стороне Рокфеллеров. Айви Ли предложил найти компромисс между рабочими и работодателями. Он разработал декларацию о работе с прессой. В убытке были обе сиороны. В декларации он обратился к СМИ к констатацией наличия напряжения в обществе. Диалог между работодателем Дж.Рокфеллером и работниками:
- день благодарения (Рокфеллер отметил с семьей на работе вместе с рабочими)
- в общении с журналистами: вы же хотите больше объективности.
Включенность в данной ситуации минимизировала конфликт. С этого момента – становление коммерческого PR.
В начале XX века – политический PR – Э.Бернейз. В 1920 г. – агентство по управлению известностью, первые клиенты – актеры Голливуда и политики.
PR как профессиональное образование: в 1936 г. в республиканской партии США – специалисты по PR. Системное преподавание – после Второй мировой войны. В 1970-х гг. – PR уже как специальность.
В СССР была проблема в понимании процесса. Достижение политической рекламы большевиков – очень эффективное коммуникационное воздействие. Агитационные концертные бригады, парады, выступления перед Зимним дворцом. В 1936 г. – монументальное искусство – памятник «рабочему и колхознице». В СССР был сильный PR с момента революции в 1917 г.
При Иване IV Грозном в Москве правили бояре, сам царь был в Александровской слободе. Опричники настраивали народ против бояр, они вели идеологическую обработку электората.
Екатерина II – имиджмейкинг. Ее фрейлины были лидерами общественного мнения.
Александр II: надо было убедить дворянство в необходимости освободить крестьян. Он подготавливал общественное мнение, он объехал все дворянские собрания, поэтому реформа назревала эффективно:
- отмена крепостного права
- земская реформа
- судебная реформа (в рамках земской)
Александр II передал полномочия земствам, он дал разрешение на получение высшего образования людям из разных сословий. Он создал баланс между дворянством и крестьянством, упустив мещанство как сословие. Общественное мнение – pr-поддержка. Трагическим последтвием этих реформ было убийство царя.
При Хрущеве колхозники не имели права выезжать за пределы колхоза.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.