logo
госы! (1)

1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.

Чтобы вид деятельности стал профессией необходимо: большое кол-во людей; доходы; образование.

Впервые термин public relations был использован в 1807 г. президентом США Томасом Джефферсоном, который считал, что без целенаправленного конструирования отношений с общественностью демократия немыслима. В своей основе PR изначально был особым инструментом манипулятивного воздействия на сознание и поведение людей. Это быстро оценили политики. На основе бизнес-PR стал развиваться PR политический. В 1919 г. Эдвард Бернейс основал в Нью-Йорке свою фирму по «управлению известностью», ориентируясь на политическую сферу. Его приглашали на работу самые известные политики всего мира. Изначально в Америке этот термин был сугубо профессиональным, так как он пронизывал, по сути, весь политический процесс. Не случайно уже с середины 1920-х годов в демократической партии США появился советник по PR. Республиканская партия ввела эту должность через 10 лет. Таким образом, PR стал частью политического консалтинга. Особенность западных избирательных технологий в том, что они изначально настроены на борьбу двух партий. При этом голосование более чем двух третей избирателей запрограммировано еще до начала кампании. Борьба идет за довольно узкую прослойку избирателей. Тактика избирательных кампаний на Западе базируется на работе мощных и отлаженных партийных машин. Содержательная сторона этой борьбы всегда одинакова: реклама собственной программы и личных качеств; оборона своих уязвимых мест и атака уязвимых мест конкурента. Датой рождения российских избирательных технологий следует считать 1989 г., когда состоялись выборы народных депутатов СССР. Тогда же появились и первые организаторы избирательных кампаний, хотя говорить о каком-либо существенном влиянии их на политический процесс до выборов в Государственную Думу 1993 г. говорить не приходится. В это время российские специалисты активно изучали зарубежный опыт. Первая настоящая проба сил произошла на апрельском референдуме 1993 г. Благодаря блестящей политической кампании в СМИ с формулой «ДА, ДА, НЕТ, ДА», демократы добились желаемого результата. Однако уже в декабре того же года демократы не смогли повторить свой успех. Западные технологии оказались слабо применимы к российской многопартийной действительности. Избирательные кампании были невнятны, плохо организованы и не нацелены на реального избирателя. Поэтому победил говорящий языком народа Жириновский. Следующим этапом становления российских избирательных технологий стали выборы в ГосДуму 1995 – выборы президента 1996 г. Выборы в Думу продемонстрировали все тоже отсутствие стратегии у партий и закончились победой КПРФ. Выборы же президента показали эффективность массовой и тотальной обработки избирателей через СМИ. После этого все в России заговорили о «всепобеждающей силе» современных избирательных технологий. Такой положительный опыт был использован на выборах губернаторов в 1997-1998 г. Избирательных технологов стали приглашать и слушаться, что привело к обновлению губернаторского корпуса. Именно в это время можно считать рождением российских избирательных технологий. Федеральные выборы 1999-2000 г. продемонстрировали новый уровень избирательных технологий. Произошедшее за 2 месяца превращение В.Путина из малоизвестно политика в национального лидера России произвело ошеломляющее впечатление. К сожалению, вместе с таким огромным ростом избирательных технологий, наметился и регресс. Война копроматов на выборах в Думу плохо отразилась на последующем развитии избирательных технологий. На последующих выборах основными средствами борьбы оказались административный ресурс и дискредитация конкурентов. Тактические методы организации избирательных кампаний в России и на Западе развивались в прямо противоположных направлениях. В США и Западной Европе современные методы политической агитации через СМИ начали внедрятся примерно в 30-х гг. прошлого века, причем внедрялись они на фоне уже достаточно отработанных технологий непосредственной работы с избирателями. В России же первые свободные выборы начались уже в информационную эпоху. Поэтому избирательные технологии в России начались с агитации через СМИ, а технологии работы с избирателями находятся в зачаточном состоянии.

ЕЩЕ:

Первая Государственная Дума (1906 г.) – вывоз электората на выборы (мещане). Черносотенная партия открыла чайные трактиры – избирательный бюллетень выдавали взамен водки + велась агитационная работа.

С США коммерческий PR перешел в вид деятельности быстрее всего. Т.Джефферсон (1807 г.) ввел словосочетание PR. Айви Ли ввел понятие «коммерческий PR», Ли был журналистом и предложил свои услуги Дж.Рокфеллеру. СМИ были на стороне рабочих, а не на стороне Рокфеллеров. Айви Ли предложил найти компромисс между рабочими и работодателями. Он разработал декларацию о работе с прессой. В убытке были обе сиороны. В декларации он обратился к СМИ к констатацией наличия напряжения в обществе. Диалог между работодателем Дж.Рокфеллером и работниками:

- день благодарения (Рокфеллер отметил с семьей на работе вместе с рабочими)

- в общении с журналистами: вы же хотите больше объективности.

Включенность в данной ситуации минимизировала конфликт. С этого момента – становление коммерческого PR.

В начале XX века – политический PR – Э.Бернейз. В 1920 г. – агентство по управлению известностью, первые клиенты – актеры Голливуда и политики.

PR как профессиональное образование: в 1936 г. в республиканской партии США – специалисты по PR. Системное преподавание – после Второй мировой войны. В 1970-х гг. – PR уже как специальность.

В СССР была проблема в понимании процесса. Достижение политической рекламы большевиков – очень эффективное коммуникационное воздействие. Агитационные концертные бригады, парады, выступления перед Зимним дворцом. В 1936 г. – монументальное искусство – памятник «рабочему и колхознице». В СССР был сильный PR с момента революции в 1917 г.

При Иване IV Грозном в Москве правили бояре, сам царь был в Александровской слободе. Опричники настраивали народ против бояр, они вели идеологическую обработку электората.

Екатерина II – имиджмейкинг. Ее фрейлины были лидерами общественного мнения.

Александр II: надо было убедить дворянство в необходимости освободить крестьян. Он подготавливал общественное мнение, он объехал все дворянские собрания, поэтому реформа назревала эффективно:

- отмена крепостного права

- земская реформа

- судебная реформа (в рамках земской)

Александр II передал полномочия земствам, он дал разрешение на получение высшего образования людям из разных сословий. Он создал баланс между дворянством и крестьянством, упустив мещанство как сословие. Общественное мнение – pr-поддержка. Трагическим последтвием этих реформ было убийство царя.

При Хрущеве колхозники не имели права выезжать за пределы колхоза.