logo
госы! (1)

5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.

Конфликт –  это столкновение противоположных интересов (целей, мнений, взглядов) на почве соперничества. Это острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Признаки  конфликта:

противоположно направленные мотивы или суждения

наличие противоборства и ущерба.

Виды  конфликтов:

конструктивные

деструктивные

Конфликты по градации блокирования потребностей

Потребности

Объект  удовлетворения

Тип конфликтов

Материальные 

Ресурсы

Ресурсный

Социальные 

Статус в группе

Статусно-ролевой

Духовные 

Нормы, идеи

Конфликт идей, конфликт норм

 

По характеру  и особенностям участвующих сторон конфликт в малой группе могут  быть социальные и внутриличностные:

Социальный: межличностный, между личностью и в группе.

Внутриличностный: хочу -  не могу, могу – не хочу, нужно - не могу, могу, хочу -  не нужно!

Ролевые конфликты:

Внутриролевые – внутри одной роли (мастер цеха – вроде как администрация, а вроде как и из рабочих), обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус сталкивается с несовместимыми ожиданиями, оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

Межролевые – между ролями.  

Причины конфликтов в межличностном взаимодействии:

значительные потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации

несбалансированное ролевое взаимодействие или повышенные притязания на статусно - ролевое положение

несовпадение позиций при обсуждении сложных проблем может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходом к проблеме с разных сторон

различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга

конкурентный характер взаимодействия с другими  людьми

желание человека получать больше, чем отдавать

психологическая несовместимость людей

 Причины конфликтов в организационно-управленческой деятельности:

несоответствие структуры организации требованиям профессиональной деятельности (ошибки при проектировании организационно-штатной структуры организации и задачи и деятельность организации непрерывно меняются)

Способы разрешения конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации:

Изменение обстоятельств так, чтобы изменились цели оппонента, в т.ч. через привлечение его к взаимодействию.

Если есть объект, вызвавший конфликт, выход из конфликта может быть связан с изменением некоторых его характеристик (доступности для оппонента, возможности манипулялии).

Переориентация одной из сторон.

Уничтожение одной из сторон, например, через вывод ее из подчинения другой стороны/полное подчинение интересам другой стороны/увольнение и т.д.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Социальные  последствия конфликтов в организации

Конструктивные

Деструктивные

Способствуют  развитию организации

Приводят к снижению качества управленческих решений

Способствуют  динамическому равновесию и социальное стабильности

Приводят к потере квалифицированных работников

Способствуют  качеству принятых управленческих решений

Приводят к саботажу

Способствуют  групповой солидарности

Приводят к потере рабочего времени

Способствуют  здоровому морально-психологическому климату

Снижают морально - психологический климат

Развивает сотрудничество у всех субъектов  социального взаимодействия

Повышает эмоциональную  и психологическую напряженность  в коллективе

Оптимизирует организационную структуру

Приводит к новым  проблемам

 

Конфликтологическая компетентность руководителя – совокупность его знаний, навыков и умений, позволяющих ему успешно решать задачи по управлению конфликтами в организации. Компоненты:

Знать сущность конфликта, причины его возникновения, динамику протекания, соц-психологические портреты участников.

навыки сбора и анализа информации о конфликте, навыки эффективного общения и рационального поведения в конфликте, навыки медиатора.

умение применять методы управления конфликтами, принимать адекватные и конструктивные решения.

Основные качества руководителя, необходимые для управления конфликтами: умение анализировать, умение слушать и объективно, непредвзято оценивать ситуацию.

Кто управляет конфликтами в организации?

Руководитель

психолог

консультант

адвокат

пиарщик

За что отвечает пиарщик в разрешении конфликтов?

консультирует по вопросам социальной напряженности в организации

участвует в профессиональном отборе сотрудников организации, их обучении и расстановке

участвует в работе комиссии/рабочей группы по разрешению конфликтов

выступает в роли медиатора

осуществляет мониторинг СМИ на предмет возникновения конфликтов со смежными орг/вынесения конфликта за пределы орг

осуществляет мониторинг общественного мнения по актуальным проблемам функц орг в различных группах общественности

организует взаимодействие руководства с персоналом

выявляет группы риска в особые периоды функционирования организации

осуществляет антикризисное прогнозирование и планирование

организует пр-взаимодействие в условиях кризиса

вырабатывает предложения по пр-обеспечению управленческих решений.