logo
госы! (1)

3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.

Ни одно консультирование не проходит без исследования. Исследования: качественные, количественные. Как результат выявления проблемы – для достижения цели, какие задачи надо решить.

Составляющие проекта: исследование, консультация и стратегии, медийная составляющая, финансовая составляющая (фандрайзинг).

Исследования

Социальные исследования по типу бывают: количественные и качественные, разведывательные.

По типу сложности:

А) аналитические (цель – не только описать явление, но и выявить закономерности)

Б) описательные (получение более полной информации по проблеме из разных источников)

Социальные исследования по сбору информации:

- опрос

- наблюдение

- анализ документов

Должна быть программа исследования (теоретическая основа): что, в каком порядке и что хотим получить в итоге.

Например: детские заболевания, влияющие на причину смертности.

Составляющие программы:

Методологическая часть – формулировка проблем, цели, объекта и предмета исследования.

Методическая часть – определение исследуемой совокупности, характеристика методов сбора первичной информации.

Проблемные исследования – цель – какой результат хотим получить (планируемый результат).

Объект – явление, является основой.

Предмет исследования – наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые находится в сфере изучения.

Качественные и количественные методы:

Качественные:

- интервьюирование

А) телефонный опрос

Б) опрос по месту жительства (что думает и какие намерения у населения)

- опрос

- анкетирование

А) почтовый опрос

- метод экспертных оценок (только от компетентных лиц. Сложно получить информацию из открытого доступа) Например: проблема ценообразования в правительстве. Надо опираться на мнение эксперта. (суждения высококвалифицированных специалистов, высказывания в содержательной, качественной или количественной оценки по данному вопросу).

Метод сбора информации:

- опрос

- наблюдение

- анализ документов

- тестирование

- фокус-группы

- мониторинг

- метод экспертных оценок

Опрос – специфика, что источник – респондент.

Респондент – человек, непосредственный участник событий или явлений, лидер общественных мнений. Респонденту задают вопросы, откуда становится ясно, почему это важно.

Например: байкеры – закрытая общественная среда. Это модная тусовка с идеологическим ядром, модой, традицией. Объединение разных слоев общества. Подтащить людей для дебат-команд, чтобы через них влиять на интеральное пространство. Президент Wimm Bill Dann – байкер. Летом-осенью 2009 г. байкеры прошли маршем от Москвы до Севастополя в честь 65-летия победы. На мотоциклах – стикеры «Единой России», Вимм Билль Данн и т.д.

Опросы:

- письменные

- устные

- выборочные

Мониторинг – многократное проведение исследования с целью получения динамики.

Эффективность зависит от выбора метода сбора информации:

- Интернет (открытые источники)

- интервью

- условный опрос

Анализ и использование результатов:

Обработка и получение информации – важно понимать, что на анкеты и вопросы в интервью, вы получили компетентный ответ. Надо точно определить достоверность полученных данных – место и время опроса.

Анализ результатов исследования – правильная группировка данных. Это нужно, чтобы дальше выстраивать стратегию. Важен анализ документов, отчасти напоминает контент-анализ.

Например: о политических кандидатах – с рекламных носителей в рамках предвыборной кампании.

Информационные источники:

- книги

- журналы

- газеты

- Интернет

- протоколы заседания

- правительственные документы

- письма

- дневники

Контент-анализ – системная и систематическая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания источника.

4 этапа контент-анализа:

1. изучение совокупности источников, где может быть информация

2. формулирование сообщений из источников, выборка данных по интересу, проблеме

3. определяем единицу анализа. То, что непосредственно сввязано с предметом исследования

4. анализ того, что взяли из предыдущих 3 пп.

Наблюдение (как метод) – прямая регистрация событий очевидцем, подчиненных целям исследования и заранее спланированная.

Фокус-группы – опрос некоторого количества людей, собранных в одном месте. Одна тема, модератор, список вопросов.

Особенности с точки зрения исследования (полис)

- по каждому региону – предвыборная карта, анализ документов, политический паспорт округа, СМИ, избирателей. Исследование рейтингов СМИ, кандидата, оппонента, каждого партия по регоину – своя карта.

С точки зрения бизнес-консалтинга:

- контент-анализ

- опросник

- фокус-группы

- маркетинговые исследования

Социологические исследования:

- накопительные, сравнительные исследования

- мониторинг

- анализ документов

Например, о благотворительности.

Исследование нужно, чтобы оценить ситуацию, определить проблему и написать стратегию по заданной теме.