logo
госы! (1)

2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.

Общественность – это (около 50-ти определений) группы людей, объединенных: во-первых единством интересов, во-вторых оказавшихся в определённой ситуации и осознающий её проблемность, и, в-третьих, реагирующих каким-то образом на создавшуюся проблему или ситуацию.

По степени восприятия информации выделяют четыре вида групп.

Виды общественных групп:

Универсальные – люди, проявляющие активный интерес, и активно выражающие своё мнение по любой проблеме.

Апатичные (инертные) – люди, не интересующиеся ничем (практически) и не выражающие своё мнение.

Специализированные – люди, проявляющие интерес только к одной проблеме (или их интересы весьма ограничены).

Конъюнктурные – люди, проявляющие интерес к той или иной проблеме, под воздействием СМИ, или активно циркулирующих слухов.

По степени вовлечённости в деятельность выделяют три группы:

«Закрытая общественность» - чаще сотрудники организаций, объединённые какими-либо обязанностями, дисциплиной.

«Открытая общественность» - различные группы, находящиеся вне организации.

Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных оценок (мнений) по конкретному вопросу, затрагивающих группу людей, которые пришли к какому-либо согласию.

В 1922 году в Англии журналист и социолог Липман выпустил книгу «Общественное мнение». В ней он изложил ряд теоретических положений, имеющих большое значение для построения имиджа, в том числе и имиджа власти. Он доказал, что тот поток информации, который окружает нас, человек не может воспринимать в полной мере. Также, существуют «стереотипы», которые так же формируют мнение у человека.

Органы государственной власти заинтересованы в общественном мнении, которое поддерживает стабильность.

Причины заинтересованности ОГВ:

Общественное мнение – своеобразное явление духовной жизни.

В каждом конкретном случае, общественное мнение основывается на тех или иных потребностях или интересах людей.

Общественное мнение – активный стимулятор социальных действий и поступков масс.

Эти три фактора побуждают ОГВ изучать общественное мнение.

Этапы изучения:

Определение цели исследования;

Подготовка выборки. Репрезентативная выборка – не менее 10-ти %;

Проводится анкетирование - опрос население (чаще анонимно);

Обработка анкет – принятие конкретных мер, в зависимости от общественного мнения;

Проверка правильности принятых решений.

Этапы формирования общественного мнения:

Восприятие информации (на уровне отдельных, конкретных людей).

Выводы и оценки услышанного, производящиеся на основе жизненного опыта и т. п., а также определение достоверности данной информации.

Обмен информацией (дискуссии между людьми).

Формирование определённого мнения небольшой группы людей.

Обмен мнениями между маленькими группами людей.

Возникновение общественного мнения.

Функции общественного мнения:

Экспрессивная.

Консультативная – дает советы относительно решения тех или иных проблем и т. п.

Директивная – общественность вносит своё решение по той или иной проблеме (во время выборов).

При работе с общественным мнением нельзя игнорировать:

Направление общественного мнения;

Интенсивность – отражает степень восприятия возникшей проблемы;

Стабильность общественного мнения.