logo
госы! (1)

5. Психологическая война (понятие, основные приемы).

Психологическая война – совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений и т.д.), а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания в целом.

Достигается за счет политических, экономических, дипломатических и военных действий; путем создания и распространения текстов.

При доставке текстов до индивидуального или массового сознания, происходящего пересечения между информационной и психологической войной.

Психологическая война использует сегмент информационного пространства для оказания информационно-психологического воздействия на аудиторию.

Информационная война – на контроль информационного пространства в целом.

Психологическая война состоит из поведения различных психологических операций, имеющих своей целью:

1. искажение информации, которую получает руководство, командование и личный состав ВС противника.

2. навязывание им ложной или бессодержательной информации, лишающей их возможности правильно воспринимать события и принимать правильные решения.

3. психологическая обработка войск и населения.

4. идеологическая диверсия и дезинформация

5. поддержка благоприятного общественного мнения.

6. организация массовых демонстраций под ложными лозунгами.

7. пропаганда и распространение ложных слухов.

При ведении психологической войны допускаются: убийства, террор, саботаж.

Психологическая война ведется не только в военное время – это особый вид подготовки и проведения войны, которая ведется постоянно.

В психологической войне успех зависит не от объема информации, а от ее манипулятивного эффекта – способности заставлять аудиторию менять свои взгляды, установки, цели.

Социологическая пропаганда – подсознательное стимулирование интересов к определенному образу жизни, а через них – к политике и идеологии.

Важной составляющей информационной войны является внешнеполитическая пропаганда.

Методы и приемы психологической войны (3 группы)

1. психологическое давление – многократное повторение одного и того же ложного тезиса, ссылки на авторитеты + спекуляции (искажение цитат и т.д.); манипуляция цифрами и фактами для создания видимости и точности, тенденциозный подбор иллюстрированного материала с упором на эффект драматичного воздействия; устрашающе наглая иллюстрация и др.приемы, рассчитанные на создание эмоционального дискомфорта и нейтрализацию способностей человека оценивать представленную информацию (пропаганда Геббельса).

2. незаметное проникновение в сознание – реклама своего образа жизни, распространение желательных политических ценностей и своих стандартов массовой культуры; массированное распространение слухов и сплетен как альтернативно-официальная пропаганда; политические анекдоты; сочинение псевдонародных поговорок и пословиц; ориентация на постепенное подсознательное заражение как противника, так и потенциальных союзников.

3. скрытое нарушение и искажение законов логики – подмена тезиса; ложная аналогия; вывод без достаточного основания, подмена причины следствием, тавтология; эффективна, если применять к малообразованным слоям общества.

Приемы психологического воздействия

1. «подстава» (когда массы создают эмоциональный фон, а авторитет толкает их в массы).

2. «работа с документами» (ставка на доверие людей к официальной бумаге, человек сам не может проверить подлинность документа) (1999 г. – С.Доренко – ОРТ – антилужковская кампания – ссылка на документы; Дж.Буш, Т.Блэр – когда говорили, что у Ирака есть оружие).

3. «торговля страхом» (когда не удается настроить аудиторию на позитив) (1996 г. – избрание Б.Ельцина; Прибалтика – «русская оккупация»).

4. «приготовление смеси» (какая-то информация разбавляется правдой) (ВВС)

5. «выбор слов» («на улицу вышла толпа ПТУшного вида», «авторитетный бизнесмен» - широко использовались в российских СМИ в 90-е гг. + выбор интонации, с которой сообщение подается (М.Леонтьев).

6. «ложная мишень» (90-е гг. – В Жириновский – на него переключали весь негатив).

7. «иллюзия диалога» (ОРТ, Россия – убеждали, что монетизация льгот приняты «на ура» всеми людьми; вопрос о распаде СССР – готовы ли вы к тому, чтобы все государства, как в СССР остались не суверенными?)

Антикризисные коммуникации

1. Какие основные психологические последствия вызывают катастрофы со сложным агентом (радиация, токсины) и почему именно такие? Что в связи с этим должен делать коммуникатор с целью смягчения негативных психологических эффектов кризиса?

Основное психологическое последствие катастрофы со сложным агентом - это панический страх перед неизвестностью. Больше всего людей пугает встреча с чем-то неизвестным им, с тем, чего они не понимают. В таких случаях реальная угроза многократно преувеличивается в сознании людей, как это было в случае с катастрофой на АЭС Three Mile Island. Небольшая утечка радиации была воспринята как катастрофа огромного масштаба, поскольку люди не знали, чего ждать от радиации, как она распространяется, как влияет на людей, им не хватало информации о происходяшем.

В подобных ситуациях с целью смягчения негативных последствий кризиса коммуникатор должен предоставить общественности достоверную и всеобъемлющую инфорамцию об угрозе здоровью и жизни, которую представляет произошедшая катастрофа.