1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
PR появляется, когда возникает коммуникация, а суть явления PR – воздействие на общественное мнение. Умение управлять аудиторией и влиять на общественное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства известны обществу еще со времен античности.
Основными технологиями влияния с древних времен являлись риторика, символика и лозунги. Инструментарий воздействия на общественное мнение широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации идей и личностей. История PR неразрывно связана с возникновением религии. И христианские, и мусульманские проповедники использовали различные средства для убеждения публики: общественные выступления, лекции, писания (Библия, Коран).Так, например, римский Папа (Урбан III) уговорил тысячи людей идти в крестовый поход против мусульман. Мотивация – возможность безнаказанных грабежей, захвата земель и убийств неверных. Пообещал отпущение всех грехов участникам.
PR как деятельность родилась в США. Истоки PR восходят к истории борьбы американских колонистов за независимость от правления Британской империи. Один из организаторов борьбы Самюэль Адамс – стремился освободить колонистов от страха перед угнетателями, вселить в людей уверенность в их силе и значимости, и тем самым побудить колонистов действовать. Для этого он публиковал статьи в газетах и выступал на городских митингах, провоцируя резолюции, апеллирующие к демократическим порывам колонистов.
Термин «public relations» родился в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения».
Первая PR-акция была проведена в 1902 году журналистом Айви Ли для Джона Рокфеллера (выдающийся предприниматель). В этом году вышла серия статей, обличавших махинации и безжалостную эксплуатацию рабочих Рокфеллера. А журналист выпустил ответную серию статей (контру), в которых говорилось о семье предпринимателя. Тактика – серия публикаций о хорошем семьянине – расчет на сентиментальность общества. Айви Ли удалось убедить общественность, что Рокфеллер совсем не «старый скряга-капиталист», а добродушный старичок, который тратит миллионы на благотворительность. Становилось ясным, что честность и искренность – лучший подход для влияния на общественное мнение.
Также Айви Ли проводил PR-работу для угольной промышленности, затем для железных дорог, а в 1914 году стал советником Джона Рокфеллера-младшего. Своей задачей он считал создание хороших отношений между прессой и предпринимателями. По его мнению, публика более не должна была теперь ни игнорироваться, ни обманываться, она должна была теперь информироваться. Репортеров не допускали на забастовочные конференции, и Ли обеспечивал отчеты после каждого собрания, одним из первых использовав систему раздачи материалов для прессы – пресс-релизов.
Заслугой Ли является трансформация сферы PR из области сомнительного занятия, обеспечивающего паблисити любой ценой, в сферу профессиональной деятельности, предназначенной для завоевания доверия общественности посредством открытых и правдивых коммуникаций.
После Первой мировой войны PR получили мощный толчок в США. Президент В. Вильсон основал комитет по общественной информации, в функции которого входили координация распространение информации и стимуляция общественной деятельности. Среди работавших в нем был Эдвард Бернейс.
Эдварда Бернейса, так же как и Айви Ли, нередко называют отцом PR. В 1918 году курс PR был включен в учебную программу Нью-Йоркского университета. А в 1923 году им была написана книга «Кристаллизуя общественное мнение» - с этого момента происходит становление PR как науки – "Паблик рилейшнз" - усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот.
Бернейз был, пионером современной пропаганды и применял теории массовой психологии и убеждения для нужд корпоративных и политических организаций. Во время Первой Мировой войны Бернейз работал в американском Комитете Общественной Информации. Комитет разработал шаблон, в котором были сформированы маркетинговые стратегии для будущих войн. В 1920-х Бернейз вел практику объединения корпоративных коммерческих кампаний с социальными проблемами. Работая на американскую Табачную компанию, Э. Бернейз убедил феминисток Нью-Йорка поддержать сигареты «Lucky Strike» как символ «Факела Свободы». В 1929 году Бернейз организовал первое мировое мероприятие, придумав «Золотой Юбилей Света» - международное празднование, ознаменовавшее 50-ю годовщину электрической лампочки, для Дженерал Электрик.
Американские президенты сыграли большую роль в донесении смысла PR до широких масс. Президент Эндрю Джексон был первым, кто стал обращаться за советами к журналистам и прибегать к их помощи в работе правительства. А Ф.Рузвельт пользовался радио для своих знаменитых «бесед у камина», с тем, чтобы добиться признания и поддержи своих программ. Президент Д. Кеннеди использовал телевидение.
В период ускоренной глобализации бизнеса – в начале 1970-х годов, термин и сама PR-деятельность начали заявлять о себе как о самостоятельной функции менеджмента по установлению и ведению коммуникаций организации с внешней и внутренней общественностью.
Этапы развития PR как науки и деятельности в США:
PR как деятельность зародилась в США в конце 18 века.
1807 г. – употребл-е термина «паблик рилейшнз», Томас Джефферсон, «Седьмое обращение к Конгрессу».
1829 – первый пресс-агент (прообраз пиарщика) – Эмос Кендалл у президента Джексона.
1844 – развитие масс. печати: телеграф → новость – товар, появл-е масс. аудитории.
1900 – первая фирма паблисити – Publicity Bureau в г. Бостон.
1907 г.Айви Ли – открыл свою PR -фирму (3-я по счету в Америке и мире). - «Декларация о принципах»: честность и открытость. Айви Ли – советник Рокфеллера.
1918 – Успехи практики PR стимулировали разв-е PR как сферы знаний -– курс PR в университете штата Иллинойс.
1922 Эдвард Бернейз – родоначальник науки PR.– одним из первых читал курс ПР.
1923 – 1-ая спец. книга «Кристаллизуя общественное мнение».
1927 – 1-ый пост вице-президента по ПР – Артур Пейдж – AT&T.
1929 – 1933 - Кризис → развитие ПР, чтобы остановить рост недоверия общ-ти к бизнесу → отделы ПР в крупных компаниях →Появл-е специализир. ПР-агентств (политика, консалтинг).
1941 - Вторая мир. война - подготовка кадров, работающих с информир-ем населения.
1946 – Общ-во ПР в США (Public Relations Society of America).
1955 - Международная ПР-ассоциация (IPRA)
Развитие PR в Европе
Первые службы внеш. отношений появились после 1 мировой войны – в Англии, а затем 2 школы в Германии и во Франции.
Немецкая школа: ПР – инструмент интерпретации (перевод с одного языка на другой) и интеграции (объединения). С помощью этого инструмента м. обеспечить взаимодействие людей в политич., эк., соц. сферах и тем самым сдержать эффект отчужденности. Оэкл – пионер ПР. Задача ПР – помочь ориентироваться в об-ве, получать правдивую инф-цию и формировать собственное мнение.
Французская школа (Буари, Матрар): ПР – стратегия доверия. Задача – соединить разорванные соц. связи. В этой теории 3 ипостаси личности: ч-к производитель; ч-к потребитель; ч-к отношений (именно на него направлен ПР). ПР д. «вернуть ту любовь и ласку, к-ых ч-ка лишает об-во массового произ-ва и потребления».
Развитие PR в России
Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. PR как деятельность зародилась в России в конце 80-х годов. Рост масштабов деятельности PR в России ускорился после падения «железного занавеса» и обусловлен становлением рыночной экономики и современными процессами глобализации бизнеса и рынков.
Этапы развития Связей с общественностью в России:
1 период 1988-1991 – доинституциональный
Перестройка – возникло понимание что это необходимо
1988 - отделы по СО и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета;
У депутатов появились пресс-секретари
В массовом кол-ве стали появляться переводные книги о теории PR
1989 – в Москве появляются первые ПР-агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 – «Имиджленд паблик рилейшнз» и др.; Переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное ПР-поле. Доинституциональный период можно назвать эпохой «дикого» рынка, именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, «чёрный ПР».
Приезжали специалисты из-за рубежа
1991-1994 – 2 период – первичная институционализация стадия формирования начальной организации субъектов. (или начальный период)
1991 г. – курс СО в МГИМО
13 августа 1991 г. – образование РАСО – Идея: помощь и поддержка отечественного производителя (неразвитость ПР-рынка, пассивность российских агентств, непонимание приоритетности ПР-воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности). Первая организация, объединившая специалистов в РФ
В 1991 году принят Закон о СМИ (ответственность журналистов, принципы взаимодействия со СМИ и СМИ с общественностью)
1994-1998 – вторичная институционализация (золотой)
1994 год - принятия первой декларации профессиональных и этических правил специалистов по СО
1995 г. Формирование законодательной базы: ФЗ «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов гос.власти в государственных СМИ» и т.д.
1997 г. – РАСО - член Европейской Конфедерации ПР (CEPR), сотрудничестве с Американским обществом PR (PRSA).
Особенность: развитие ПР в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировался российский бизнес, финансы и была политическая активность.
1997 г. - Национальная премия в области развития СО «Серебряный Лучник». Появляется первое специализированное издание по PR – «Советник».
1998 – дефолт
1998-наши дни – окончательная институционализация
- именно в этот период окончательно произошла легализация профессия 28 июля 2003
- развития инф.технолгий
- создаются во всех органах гос.власти подразделение СО
как явление:
История PR неразрывно связана с возникновением религии. И христианские, и мусульманские проповедники использовали различные средства для убеждения публики: общественные выступления, лекции, писания (Библия, Коран).
В 1351г. Джон Виклиф призвал к реформе католической церкви. Он считал особенно важным перевести Библию с латыни на английский язык, чтобы как можно больше людей могли узнать слово Божье. Виклиф проводил свою кампанию непосредственно среди народа, проповедовал на улицах и произносил речи в общественных местах; он и его последователи так же распространяли различные книги, брошюры и плакаты.
В 1622г. в борьбе против Реформации Ватикан под руководством Папы Григория XV создал специальную конгрегацию, призванную помочь « удержать веру» и сохранить церковь. Именно тогда вошло в обращение слово пропаганда, первоначально не носившее негативного оттенка и обозначавшего лишь стремление церкви проинформировать людей о преимуществах католицизма. В настоящее время Ватикан по-прежнему имеет огромную разветвленную сеть по связям с общественностью во всем мире.
Колонизация Америки.
В 1620г. Виргинская компания выпустила плакат с обещанием бесплатно предоставить 50 акров земли всем, кто до 1625г. привезет в Америку одного нового поселенца.
В 1643г. сбор средств различными учебными заведениями (Гарвардский колледж для этой цели выпустил PR брошюру «Первые успехи Новой Англии», Королевский колледж ( Колумбийский университет) направил в качестве новости нескольким газетам сообщение о начале учебного 1658 года.).
Ко времени начала Американской революции тактические приемы использования PR достигли существенных успехов, хотя профессия паблик рилейшенз как особая и отдельная от других еще не сформировалась. Вместе с тем, борцы за независимость Америки не упускали ни одного случая, чтобы подхлестнуть наступательные действия, заручившись поддержкой своих политических планов со стороны общественности. Для этого им служил целый арсенал PR - инструментов: пресс- бюллетени, газеты, встречи с героями освободительного движения, лозунги, символы, риторика, паблисити, организации, выставки, митинги, поэзия, песни, праздники, фейерверки, и т.п.
Руководители борьбы за независимость не упускали ни малейшей возможности для интерпретации любого события в свою пользу. Ярким примером этому может служить происшествие 5 марта 1770г., когда во время обычных для того периода уличных стычек в Бостоне было убито пять жителей этого города. Однако американская пресса расценила и подала этот случай как «Бостонскую бойню», организованную английскими военными с целью разжечь ненависть к британцам.
16 декабря 1773 группа американских патриотов, переодетых в индейцев, проникла на британское судно, стоявшее в Бостонской бухте, и сбросила за борт груз чая. Это событие было названо «Бостонским чаепитием», главной целью которого было привлечение внимания общественности и влияние на эмоции публики. Можно сказать, что «Бостонское чаепитие» - это первый классический пример организации псевдособытия и использования принципа пресс- посредничества в связях с общественностью.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.