4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
Возрастная дуга электората – на ней показаны фазы жизненного цикла электората.
I фаза (0-18 лет):
С точки зрения физиологии – репродуктивная деятельность, право вступления в брак.
Социальная составляющая – избирать и быть избранным.
Экономическая составляющая – возможность работать, НО человек сильно зависит от родителей.
Политическая составляющая – усвоить «азбуку» политики, основы политических знаний. Многие политики структурируют эту фазу (октябрята, пионеры – при КПСС; молодежные партийные движения).
II фаза (18-25 лет) – окончание университета:
Физиологическая составляющая – окончание университета или получение профессионального образования. К 25 годам человек перестает расти, он уже сложившийся зрелый организм, заключение браков – образование семей.
Экономическая составляющая – человек начинает работать, но многое зависит от родителей.
Политическая составляющая – человек начинает интересоваться политической жизнью, начинает в ней ориентироваться. Людей второй фазы очень активно используют при революциях (революции в Украине, Сербии, Чехословакии). Люди этой фазы более подвержены и восприимчивы к идеям.
III фаза (25 - 35-40 лет) – самая активная фаза, вершина:
Человек начинает работать, решает основные проблемы своей жизни, карьеры, экономической составляющей.
Физиологическая составляющая – рождение большинства детей; под конец фазы – пик разводов – кризис среднего возраста. Семья как первоначальная ячейка общества, которая регулирует поведение.
Социальная составляющая – ориентация «на семью».
Экономическая составляющая – пик карьерного роста (40-45 лет).
Политическая составляющая – нарастает степень консерватизма, к радикализму не склонен, склонен к либерализму, т.к. есть, что терять.
IV фаза (40-60 лет):
Физиологическая составляющая – увядание репродуктивных функций, для женщин – менопауза, для мужчин – «седина в бороду, бес в ребро», много браков разновозрастных – мужчина в возрасте + молодая женщина.
Социальная составляющая – меняется поведение человека; уход на пенсию связан с потерей денег.
Экономическая составляющая – удержать то, чего достиг (дом, дача и т.д.)
V фаза (с 60-65 лет до бесконечности)
Политическая дуга политических партий (см.рисунок выше)
Политика – искусство возможного, а не желаемого.
СПС на прошлый выборах набрали менее 1% голосов. Если партия на выборах набирает меньше 2% голосов, то партии предвыборные взносы НЕ возвращаются.
Либеральное крыло было сильно атаковано «Единой Россией» - поддержка интересов иностранных государств.
На Западе консервативная партия – Маргарет Тетчер (Великобритания)
Консервативная партия – партия, которая стремится «назад в прошлое», либо к сохранению статуса-кво (без резкой смены традиций). Эволюционные и революционные формы изменений НЕ свойственны.
Либеральная партия – склонная к изменениям от эволюции до революции.
Декабристы хотели становление конституционной монархии, однако позже террористы эту же монархию и уничтожили. Терроризм создает неустойчивую общественную среду, общественность была склонна поддерживать терроризм.
Консервативная партия в России – КПРФ.
Теория конвергенции – социализм + капитализм (СПС пропагандировали рыночные отношения, ориентация на самых богатых без учета социальной политики).
Западноевропейская модель: Левые – ЛИБЕРАЛЫ Правые - КОНСЕРВАТОРЫ | Российская модель: Левые – КОНСЕРВАТОРЫ (КПРФ) Правые – ЛИБЕРАЛЫ (СПС) Центристы – и консервативные и либеральные идеи («Единая Россия» |
АКМ – ассоциация коммунистической молодежи (крайние консерваторы).
Нац.Болы – руководитель – Э.Лимонов (крайние консерваторы).
Демократический союз – руководитель – В.Новодворская (крайние либералы).
КПРФ – провозглашает борьбу по конституционным путям, парламентская борьба – не насилие.
ЛДПР – сильное государство в лице царя, комнатная (ручная) оппозиция. Гегемонизация России. Изменение существующего положения вещей, ксенофобские настроения «Россия для русских». ВСЕГДА против партии власти.
«Яблоко» - рыночная экономика с точки зрения «шведского стола».
В США всего 2 партии: демократы (либералы) и республиканцы (консерваторы). В Конгрессе и Сенате большинство демократов.
Партия «Справедливая Россия» (руководитель С.Миронов) возникла на базе:
- партия «Жизни» (С.Миронов)
- партия «Пенсионеров» (существует с 1993 г., ни на одних выборах не набирала больше 2% голосов, в Думу они проходили по одномандатным округам.
- партия «Родина» (Д.Рогозин) (националистическая партия – «Россия для русских»
Они забрали 25% голосов у КПРФ на выборах.
«Справедливая Россия» вошла в Государственную Думу и Правительство «на плечах» «Единой России».
Базовый электорат
IV и V фазы (от 40 лет и старше) – консерваторы.
КПРФ – I фаза (от 0 лет до 18(23)) – потенциальный электорат; IV фаза и до бесконечности (от 35 лет до бесконечности) – базовый электорат.
ЛДПР - II и III фазы (от 18 до 35 лет) – потенциальный электорат.
СПС – III и IV фазы (от 35 до 55 лет) – потенциальный электорат – времена приватизации, рыночный капитализм, ориентировка на богатых (крупный и средний бизнес).
ЕЩЕ:
С учетом временного аспекта выделяются следующие 5 групп факторов электорального выбора: Социально демографические факторы; партийная идентификация; личность кандидата; особенности избирательной кампании ( характер рек. наличие негативной рек. и использование грязных технологий); обсуждение выборов с близкими друзьями и сослуживцами. По утверждению социологов, российский электорат в большинстве своем обладает так называемым типом срединного мышления, и политические пристрастия избирателей, неустойчивы, в отличие от стран с устоявшимися демократическими системами. Избиратель, прежде всего, соотносит любого политического лидера с тем набором идеологических ценностей, который свойственен ему самому, выбирает из среды себе подобных. До недавнего времени политологи социологи пытались выяснить принцип расслоения российского общества по идеологическим приоритетам. С определенной долей условности отечественных избирателей можно было отнести к трем блокам- левым центристам и реформаторам. Однако отечественное политическое пространство достаточно сложно уложить в какие бы то ни было традиционные рамки. Для российского избирателя идеологические приоритеты основываются, прежде всего, на типе полит культуры. Полит. Культура это исторически сложившиеся в конкретном обществе совокупность позиций и ценностей затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. Полит. культура формируется в процессе полит. социализации гражданина. Спектр возможных ориентации приобретаемых в процессе социализации весьма широк. Он включает общие установки по отношению к власти, системе устройства общества, политическим обязательствам, взаимоотношениям к власти и граждан, а также специфические ориентации, такие как предпочтение той или иной партии. Важным социализирующими факторами явл. также семья и система образования. Политические ориентации может формировать и влияние средств СМИ, организованных групп, неформальных групп, а также любой другой опыт, имеющий политическую значимость. На основе полит культуры общества формируется, полит культура субъекта, помимо полит потребностей и интересов человека его знаний о политике убеждений, ценностных суждений, характера мышлений, признание в обществе политической нормы, традиции символы образы поведения способы политической деятельности. Общество неоднородно. Его полит культура специфически проявляется в деятельности различных слоев и групп населения. Эта специфика отражается в понятии субкультура. Массовая полит культура также в свою очередь, может складываться из многочисленных субкультур основе которых лежат классовые, этнические, региональные возрастные различия. Российский нац. менталитет достаточно устойчив в его структуре присутствуют определенные психологические константы. Среди его констант национального менталитета. Открытость иным культурам и влияниям; особенность часто характеризует как всечеловечность, которая проявляется в частности в весьма высоком уровне межнациональной терпимости, умении адаптироваться к разным этнокультурным условиям. Уступчивость; высокая компетентность в вопросах внешней политики; чрезвычайно развитая самокритичность; стихийность и стремление отыскать настоящую правду; Эта правда воспринимается как некий абсолют. Причем на пути к абсолюту русские часто готовы беспощадно крушить то чтоеше недавно касалось священным. Убеждение в исключительности страны и ее исторического пути; Способность к очень быстрой психоэнергитической мобилизации; В российской истории не мало примеров тому, как быстро и активно страна восстанавливалась после разрушительных катаклизмов. Эта мобилизация носит специфический характер. Русский характер мобилизуется тогда, когда ориентирован на достижение больших целей, на удовлетворение потребностей в осуществлении мессианского призвания. Смешение автократических и демократических традиций; Русская политическая культура представляет собой симбиоз традиций - автократической (характеризующей конформизмом, непротивлением насилию, архаическими обычаями верноподданичества) и демократический (принцип соборности, способность увлекаться различными общественными идеями). Традиционалистические ценности и идеи представления; Носителем устроив традиционного общества вплоть до относительно недавнего времени, была общинная деревня. Поэтому можно говорить о мощном деревенском пласте в национальной психологии россиян. Гос-во, с этой точки зрения, выступало как некое воплощенное общее дело. В связи с этим объяснимо присущее россиянам стремление к государственности. Стремление к государственности; Сегодня граждане России видят функции гос-ва не в том, что бы регулировать отношения между различными группами интересов а, прежде всего в том, чтобы гос-во выражало общенародную волю в противовес частным выгодам и устремлениям. Наличие устойчивых особенностей национального менталитета не означает, что он не меняется. К специфическим чертам российского электората сложно отнести: устойчивую ориентацию на внешнее признаки сила; Интелегеннтность в политике оценивается как негативная зависимость, неуверенность; способность идти на компромиссы воспринимается как признак слабости. Государственность ассоциируется у россиян с сильной властью. Склонность искать причины неудач во внешнем окружении, а не внутри себя; «Придет время, и мы станем хорошо жить» Это качество неразрывно связано легендарным терпением русских и способность страдать во имя будущего. Веру в социальное чудо; Уверенность, что придет герой и разбудит гордиев узел существующих проблем связана 1с доверием власти в целом, 2 с сильным мифологическим пластом в русской культуре и соответственно с устойчивостью архетипа лидера «чародея». Стирание граней между полит. и неполит. общественным и личным; Удивительное качество, сопряженное с достаточно высокой, включительностью в полит процессы и высоким уровнем знаний о политике. Противоречие между самооценкой и полит выбором; Большинство жителей страны идентифицируют себя как русских. Однако при этом русский воспринимает себя как бедный, а бедность в глазах избирателей, особенно молодых, очень плохая аттестация для политика. Психологическая раздвоенность; С одной стороны, россиянин испытывает ностальгию по основательному, порядку, с другой в обществе сохраняется симпатия к таким качествам, как рискованность непредсказуемость. До настоящего времени россияне психологически не застрахованы, бойкостью и рискованностью новым реформатором авантюристом. Влияние социально исторического опыта советского времени; от этих времен в наследство сохранились такие черты, как стремление к унификации, единообразие во всех сферах неприязнь к тем, кто противостоит большинству. Специфическое восприятие современных реформ. Наиболее заметная черта российского менталитета - высокий уровень нравственности, духовного самосовершенствования человека. В общественном сознании идет процесс реабилитации политической традиции исторической России и понятие национального интереса.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.