logo
госы! (1)

4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.

К середине 90-х годов на Западе возобладал негативный образ России из-за криминализации российского бизнеса, возвышения российской исполнительной власти над законодательной и судебной. Символом образа стала «русская мафия», к которой причисляли всех криминальных авторитетов бывшего СССР, независимо от их настоящей национальной принадлежности.

В западном обществе сохраняются по отношению к России многие стереотипы времен «холодной войны».

В Англии, услышав слово «Россия» в первую очередь в голову приходит: холод, снег, мороз, меховые шапки, далее политика, коммунизм, Сталин, Ленин, далее обнищание, длинные очереди, далее Москва, Кремль, далее алкоголь, пьянство, затем мафия, преступность, затем вооруженные силы, КГБ.

Большинство ассоциаций восходит до сих пор к советской эпохе и носит отчетливо негативный характер.

К плюсам России на Западе относятся красивые женщины, русская душевность, возможность испытать настоящий экстрим во всем, то есть по большей части черты русского национального характера.

К минусам – возможность обойти закон (это и плюс), пьянство, необязательность, низкий уровень безопасности и сервиса, то есть деятельность государства.

Российская власть внимательно следит за реакцией Запада по поводу развития современной России. Отныне перед послами стоит задача по формированию позитивного образа России за рубежом, в создании благоприятных представлений о внутренней и международной политике России, ее истории и культуре. По словам Путина, имидж нужно улучшать, прежде всего, в странах СНГ, в США, Европе, Китае, Японии и Индии. Во время своего президентства он призвал разработать материалы о России для каждой страны, с учетом ее национальных и культурных особенностей.

Специалисты полагают, что нужно наладить доставку информации, как ее видят россияне, не тех языках, на которых говорит мир, а не полагаться на профессиональную объективность западных журналистов. Российские власти склонны относить не слишком благоприятный образ России на счет тех, кто его там профессионально создает. Так Лужков в 2006 году заявил, что негативный образ формируют советологи, работавшие еще во времена СССР, то есть российскую политику продолжают анализировать на основе тех самых вековых стереотипов.

Как известно, имидж страны формируется за счет деятельности власти, бизнеса и общества. Западноевропейцам и американцам бросается в глаза колоссальный разрыв между богатством и бедностью в России, невысокий уровень жизни россиян.

Специалисты скептически оценивают усилия властей по улучшению международного имиджа России. На «имиджевой войне» Кремль рассматривает себя как жертву агрессии, а западные СМИ, соответственно, оказываются наиболее активными ее агентами.

Эффективность имиджевых кампаний, проводимых российскими властями, пока не очень велика, это признают как в России, так и на Западе. Специалисты считают, что надо улучшать не рекламу, а сам продукт.

На имидж России особенно большое негативное влияние оказали и знаковые преступления, связанные с известными личностями (убийство Пола Хлебникова, Анны Политковской).

Негативно повлиял на имидж России фактический запрет российским чиновникам участвовать в Российской экономическом форуме в Лондоне в 2007 году. Вслед за чиновниками отказалось ехать на форум и большинство российских бизнесменов.А ведь форум служил хорошей площадкой для общения российской элиты с британской прессой и призван был способствовать созданию положительного образа России на Западе как страны, привлекательной для инвестиций.

Ныне Россия для Запада – не просто одна из великих держав. Она всегда отражала страхи и надежды разных сегментов западного общества. Значительная часть западной элиты разделяет антироссийские настроения не только вследствие существующих стереотипов и недостатка достоверной инфы, но и вследствие восприятия России как страны, культурно и ментально чуждой Западу и проводящей антизападную политику.

Организация заказных положительных статей о России в зарубежной прессе является важным средством создания положительного образа нашей страны.

На создание положительного образа современной России в последние годы выделяются значительные средства. Много было потрачено на информационно-имиджевой сопровождение встречи Большой восьмерки в Питере в 2006 году, а также на кампанию по улучшению имиджа государственной компании «Газпром» за рубежом.

В 2005 году на содержание телеканала «Russia today» было выделено 30 млн. долларов. Канал призван стать российским аналогом американской CNN.

Продвижению положительного образа России на Западе служит также журнал «Russia Profile», издаваемый РИА «Новости» в Москве на английском языке.

Дополнительно:

Мотивы формирования:

Внешнее материальное вознаграждение – это выгода для государства связанная с привлечением иностранных инвестиций, выгодное сотрудничество и в частности, нежелание подвергнуться внешнему материальному наказанию, экономическим санкциям.

Внешнее социальное вознаграждение (или наказание) – позитивное или негативное отношение других стран к стране имидж-носителю.

Факторы влияния на формирование имиджа:

Международные нормы

Национальная идеология

Государство должно иметь особую структуру, которая должна просчитывать имиджевые риски. Они должны смотреть на свою страну в зеркале мировых СМИ.