8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
Government relation (GR) - установление и поддержание партнерских отношений с органами государственной власти. В соответствии с современной философией бизнеса, органы государственной власти - один из stakeholders* любой компании и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса (*stakeholders - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию. Это - партнеры, сотрудники, акционеры, потребители, местное сообщество и пр.).
К основным функциям GR можно отнести: · Создание благоприятного имиджа в сфере политической элиты; · Решение практических вопросов с государственными органами
· Создание благоприятной атмосферы отношений с регуляторными органами; · Решение судебных вопросов; · Решение вопросов входа на новый рынок.
Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ею группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относится координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных вопросов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерческими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т.д. В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России большего всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ. Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих страновых рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний, так же организуют GR-департаменты в своем филиале. Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства так же может считаться GR-деятельностью. Более того, отечественный бизнес и государство зачастую координируют свои действия на международной арене. GR-функции государства могут осуществлять, например, посольства, служба внешней разведки, фонды, религиозные секты и другие организации. Помимо этого большое значение имеет запуск собственных СМИ на территории иностранных государств. Классическими объектами GR являются исполнительная и законодательная ветви власти. В настоящее время становится очевидным, что судебная власть так же является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти. Таким образом можно признать, что GR способствует сокращению рисков при ведении предпринимательской деятельности в любой из существующих отраслей экономики.
Ключевая задача GR-специалиста – предвидеть возможные проблемы и потенциальные возможности со стороны органов государственной власти и вовремя информировать руководство. Мастерство GR-специалиста заключается также в возможности донести позицию компании до чиновника, аргументированно доказать свою точку зрения и т. д. В профессиональной GR-среде существует мнение, что безупречно подготовленная позиция сильнее коррупции. Аналогом этому тезису может послужить судебная ветвь власти, где судебные брокеры сталкиваются с профессиональными юристами. Боясь последствий, судья часто вынужден принимать решения в обход собственных коммерческих интересов, признавая профессионализм и подготовленность юриста .
GR-специалист
Как правило, должность GR-менеджера называется "Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти". Специализированное GR-подразделение может называться "Департамент по внешним связям", варианты: "по связям (взаимодействию) с органами власти".
Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются:
Бывшие чиновники, депутаты.
Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти.
GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.
Оплата
Работает за заработную плату и возможный годовой бонус
Уровень (иерархия) взаимодействия
В ранге вице-президента или заместителя председателя правление отчитывается перед лицом, возглавляющим компанию
Технологии реализации заказа
Аргументированно (экспертно) доказывает позицию компании перед чиновником
Число клиентов
Работает на одного заказчика: своего работодателя
За что ценится
Являясь профессионалом в своей области, отслеживает возможности и опасности со стороны органов государственной власти
С какими органами власти взаимодействует
В большинстве случаев – с органами законодательной и исполнительной власти, влияющими на отрасль и компанию
Место работы
Работает в качестве наемного менеджера
GR подразумевает установление тесных контактов между бизнес-единицами и структурами власти. Цель и суть работы профессионала GR - установление прочного, эффективного и долгосрочного диалога с властью.
Обязанности gr менеджера или специалиста по gr:
мониторинг важнейших политических, экономических, культурных и имиджевых мероприятий страны, подготовка и проведение переговоров по участию в них
посещение мероприятий (политических семинаров, конференций, интервью и др.),продвижение бренда в высших политических кругах, повышение лояльности к бренду
знакомство и личное общение с государственными служащими(по необходимому направлению)
подготовка аналитических материалов на темы государственно-частного партнерства
реализация социальных проектов компании
мониторинг деятельности органов государственной власти, создание календаря мероприятий
управление отношениями компании с органами власти
Набор компетенций GR-специалиста:
1.Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.
2. Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)
3. Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях).
4. Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти.
5. Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент.
6. Политическая компетентность (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти).
7. Коммуникативная компетентность.
8. Знание отраслевой проблематики.
9. Профильное гуманитарное образование (проведенные Ассоциацией менеджеров опросы показывают, что к приоритетным для GR-менеджеров является образование в сфере государственного управления, юриспруденции, экономики).
Задачи, которые необходимо решать с помощью GR технологий:
Нужно позитивное отношение представителей органов власти к конкретному направлению деятельности и планам развития (например, выход компании в новый регион, стремление увеличить долю рынка на существующей территории).
Нужна устойчивая позитивная репутация компании среди представителей органов власти (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных, законодательных, исполнительных).
Для реализации одного из направлений бизнеса компании требуется протекционистское отношение органа власти (то есть - "зеленый свет" Вашим начинаниям).
Нужна положительная позиция конкретного органа власти по конкретному проекту компании.
Нужно выиграть тендер, объявленный городской администрацией (и желательно чаще выигрывать).
Выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы.
Некоторые коммуникативными модели:
"GR-менеджер (руководитель компании) - чиновник, орган власти".
"GR-менеджер (руководитель компании) - Ассоциация (промышленные ассоциации; общественные организации; профсоюзы) - чиновник, орган власти".
"GR-менеджер (руководитель компании) - депутат - исполнительная власть, судебная власть".
"GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - законодательная власть".
"GR-менеджер (руководитель компании) - депутаты".
"GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - деловая общественная организация - депутаты - чиновники".
"GR-менеджер (руководитель компании) - общественные деятели, политическая партия - чиновник".
"GR-менеджер (руководитель компании) - СМИ - чиновник".
Стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):
Компании направляют письменные обращения в органы власти.
Выступают в СМИ - организуют информационные кампании в СМИ, формирующие общественное мнение по конкретной теме.
Компании финансово поддерживают общественные деловые организации, которые, в свою очередь влияют на принятие решений,
Компании вступают и активно участвуют в деятельности общественных деловых организаций (например, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (работодателей).
Входят в состав общественных комиссий, рабочих групп, комитетов при органах власти.
Компании пишут законопроекты и продвигают их в органах законодательной власти.
Представители компаний избираются депутатами.
Организуют депутатские или парламентские запросы.
Организуют массовые акции с участием населения (например, письма и "звонки" граждан в органы власти, демонстрации и митинги протеста).
Устанавливают деловые контакты с чиновниками.
Организуют специальные лоббистские кампании.
Продвигают на государственные должности лояльных компании лиц.
Компании объединяют ресурсы с другими компаниями для реализации лоббистских проектов.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.