logo
госы! (1)

4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой

составляющей проектной деятельности.

Фандра́йзинг (англ. Fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же "вектором движения". Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.

- способ привлечения денежных средств для реализации проекта.

- поиск и аккумулирование денежных средств.

Не стоит рассчитывать на один источник ср-в, вероятность получить деньги увеличится, не на поддержку организации, а на развитие проекта, который принесет очевидную пользу обществу.

Формы:

Составление типовой заявки, письма (сжатое изложение заявки, постановка проблемы, предполагаемые ожидания, приложение чистого, прозрачного бюджета, прописаны зарплата, аренда.

Написание писем на имя первого лица (если в течение 10 дней не ответят, есть все права позвонить)

Критерии:

Личная заинтересованность

Прямая налоговая выгода

Большой общественный интерес к данной теме

Хорошая репутация проекта

Целевые мероприятия по привлечению средств

Гранты – средства, безвозмездно передаваемые фондам. Появились в связи с развитием МКО. Крупнейшие – «Тасис» «US AID»

Процесс Фандрайзинга:

Установить временные рамки, выбрать задачу

Собрать полную информацию

Анализ потенциальных спонсоров

Анализ опыта сбора средств

Письмо-обращение, информация о проекте, предоставление спонсорам документов

Получение и контроль за расходованием средств

Спонсорский пакет:

Реклама, СМИ

Структура спонсорского пакета должна иметь следующие компоненты. 1. .Литературное описание проекта (акции). Составляется в форме популярной статьи с выделением наиболее значимых для спонсора деталей. Определяет значение проекта для страны, региона, города, целевых групп. Намечает направления рекламы и ПР для проекта и спонсора. 2. Программное описание проекта. Включает место проведения, сценарий проекта, повременную программу; перечисляются авторы, организаторы и участники акции. 3. Поддержка проекта. Указываются наименования и доказательства поддержки государственных структур, престижных учреждений науки, культуры, известных и уважаемых людей, а также доказательства поддержки — решения, рекомендательные письма и т.п. 4. Бюджет проекта. Здесь оценивается максимальная и минимальная стоимость проекта, указывается часть расходов организаторов, а также расходы, которые должны быть покрыты за счет спонсорских взносов. 5. Спонсорские градации. В качестве таковых могут быть использованы следующие: титульный спонсор (100 процентов стоимости проекта, название организации-спонсора включается в название проекта), генеральный спонсор (50 процентов), официальный спонсор (25 процентов), спонсор-участник (до 10 процентов). Еще одну категорию составляют информационные спонсоры (СМИ) и технические (бартерные) спонсоры, оказывающие помощь товарами или услугами. Возможны и другие градации, в том числе эксклюзивное спонсирование (патронаж). 6. Спонсорская реклама и ПР. Наиболее подробная часть спонсорского пакета включает официальную часть: объявление названия компании на акциях и презентациях, выступления первых лиц, логотип и название компании-спонсора на полиграфической, сувенирной продукции и т.п. Особый раздел — СМИ — важнейший инструмент спонсоринга. Сюда прилагаются медиа-планы, информация о теле- и радиопередачах, статьях для газет и журналов, рекламных буклетах и брошюрах, имеющих целью ярко и выпукло представить роль спонсора в проекте и другие важные для него черты. Объемы рекламы с указанием их направленности на целевые группы фиксируются в договорах и соответствуют спонсорской градации. 7. Прогноз спонсорского эффекта. Включает расчет прямого воздействия рекламы (участники, зрители — целевая группа), аудиторию СМИ (телевидения, радио, газет), количество людей, которые увидят внешнюю рекламу (целевая аудитория). Способ расчета пакета главного (генерального, титульного спонсора) – окупить прямые затраты на мероприятие и рекламную кампанию. По крайней мере, на первом этапе. Дополнительно проданные пакеты, а также отдельные рекламные возможности, предоставленные спонсорам-участникам, формируют прибыль.

Способ привлечения денежных средств на развитие (реализацию) проекта. Посиск и аккумулирование денежных средств на развитие проекта.

Пожертвование – использование денег без получения прибыли.

Грантовая программа – другое.

1. Фандрайзинг – не предполагает надежду на один источник средств.

2. Вероятность получить деньги больше, если их просить не на заработную плату и т.д., а на развитие проекта, которые принесет пользу обществу.

3. Сложно найти деньги некоммерческим организациям, следовательно, нужно, чтобы возможность проекта сочетались с государственными решениями (идеями или задачами).

Например: исследоваине развития мирного атома как безопасного.

У проблемы есть как союзники, так и противники.

Формы получения фандрайзинга:

1. составление заявлки или письма с кратким содержанием проекта. Почему решили исследовать проблему. Где есть предполагаемый интерес той стороны, к которой обращаемся.

2. к письму можно прилагать бюджет расходов по проекту (от а до я)

Например: до 20% на административную раскрутку, аренда, интернет, телефон, бухгалтерию можно part-time.

Отчет по выполнению обязательств по договору, отчет о развитии проекта.

Письменное обращение – на имя первого лица компании, а если уже есть позитивный опыт общения, то тому, кого знаем. Нужен контроль за отправленными письмами.

Критерии для блалоприятного решения запроса:

- личная заинтересованность руководителя компании в решении этого вопроса

- прямая налоговая выгода

- большой общественный интерес к теме проекта (храм Х.Спасителя)

- реклама бизнесу вместе с хорошим проектом

- хорошая репутация проекта (Зубков – реставрация Н.Иерусалимского храма; Ч.Хаматова – помощь детям).

- амбиции руководителя (использовать с легким шантажем)

- чувство обязанности кому-либо

Целевые мероприятия – по сбору денег в пределах тех социальных групп, которые представляет организация.

Гранты – безвозмездные средства, передаваемые дарителем под определенные условия, связанные с отчетом о трате выданных средств.

От грантополучателя можно требовать авторского права.

Гранты пришли с Запада, у нас – НКО. Asprial, US AID, TASIS – работают с грантами при посольстве США в Москве.

Этапы фандрайзинга:

1. выбрать задачу, под которую получают ресурсы

2. собрать информацию по проекту

3. анализ возможных потенциальных спонсоров

4. анализ прошлого опыта сбора средств

5. материалы:

- заявка

- пресс-релиз

- письмо-обращение

6. получение и контроль за расходом денежных средств

7. спонсорский пакет:

- реклама

- СМИ (упоминание)

- в каких мероприятиях и акциях можен участвовать компания

8. переговорный процесс, как неотъемлемая часть – пакет с сувенирной продукцией

Надо с самого начала запомнить несколько постулатов фандрайзинга:

• Отсутствие денег у НКО (неком. организации) - не проблема! Проблема - это то, для решения чего НКО создана. • Фандрайзинг - не поиски денег, а ваша работа по решению конкретных проблем, для выполнения которой нужны деньги! • Фандрайзинг - не только искусство: каждый может научиться вносить свой вклад в поиск ресурсов для организации. • Фандрайзинг - продажа Вашего дела. • Фандрайзинг - долгосрочные отношения между людьми! Фандрайзинг - нужный человек в нужном месте в нужное время. • Просите! Вы никогда не получите того, о чем не просите! • Фандрайзинг - радость, воодушевление, которые надо передать и тому, кто может оказать поддержку организации.