5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
Одним из самых значительных факторов формирования образа и имиджа России являются культура, в самом широком смысле, и реальная повседневность, с ее привлекательными и отталкивающими сторонами. Они могут в определенных ситуациях перевешивать влияние, к примеру, неблагоприятного развития отношений между странами.
Если говорить о культуре, то известно, к примеру, что положительный образ России в глазах японцев держится сегодня на плечах представителей русского искусства. Ростропович и Псиваков, Гергиев и Кисин, Ананиашвили – российская культурная экспансия в Японии сегодня ограничивается этими именами. Правда, в последнее время японцы благодаря соотечественникам – славистам познакомились с переводами современных российских литераторов, в частности, Пелевина и Сорокина.
Если же говорить о повседневности, то здесь показательны результаты комплексного исследования «Образа Москвы». Его задачей являлся аналих восприятия иностранными гражданами, живущими и работающими в столице, специфики жизни Москвы, выявление позитивных и негативных факторов, связанных с архитектурой, экологией, городской инфраструктурой и влияющих, по мнению экспертов, на общее восприятие иностранцами условий жизни в Москве.
В качестве экспертов, чьё мнение легло в основу анализа, выступили представители крупных зарубежных, торговых представительств, сотрудники посольств, культурных фондов, информационных агентств и средств массовой информации, исследовательских организаций, университетов. Экспертам предлагалось рассказать, с чем ассоциируется для них русская и российская культура.
- литература золотого и серебряного веков: Достоевский, Толстой, Пушкин, Чехов, Булгаков, Есенин, Бунин, Мандельштам, Гумилев, Блок, Маяковский, Солженицын, Сорокин.
- Музыка 19 в. Считается, что без русской классической музыки не было бы современной классической музыки. Также способствует позитивному имиджу церковная и народная песня. Композиторы: Мусоргский, Чайковский, Шнитке, Шостакович.
- Театральное искусство: Станиславский (русская театральная школа), Мейерхольд (экспериментальный театр) и Чехов (специфическое направление в драматургии)
- Киноискусство: Эйзенштейн, Тарковский.
- Изобразительное искусство влияет меньше предыдущих, но можно назвать такие фамилии: Кандинский, Малевич, Шагал. Российское авангардное искусство внесло самый решающий вклад в этой области.
- Стереотипы, связанные с народными традициями и обычаями: праздники, матрешки, блины, баранка, водка.
- Космические исследования: спутник, Гагарин.
- Музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский музей.
- Из московских театров самым известным оказался Большой театр, Малый театр, Театр на Таганке, Сатирикон, Ленком, театр Маяковского, МХАТ, ТЮЗ.
- За эстрадной поп-музыкой живущие в Москве иностранцы практически не следят и концерты музыки этого направления посещают крайне редко, однако имена наиболее популярных российских эстрадных исполнителей части опрашиваемых известны: Пугачева, Киркоров, Орбакайте, Газманов, Линда. Эксперт из Латвии смог назвать Лещенко, Кобзона, Гурченко, Леонтьева.
- Большая часть иностранцев, проживающих в России считают, что Москва – один из крупнейших культурных центров мира (как Лондон, Париж , Нью-Йорк) и говорят, что у Москвы больше плюсов, чем у вышеназванных столиц с точки зрения.
- Позитивные оценки архитектурного облика города в целом преобладают, однако можно заметить, что у ряда экспертов, считающих, что отличия Москвы от других крупных западных городов настолько велики, что их нельзя сравнивать. Бессистемное смешение стилей, нет единства.
- Скульптуры и памятники, которые выделили эксперты: мемориальный комплекс на поклонной горе в целом, композиция Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», памятники на новодевичьем кладбище Хрущеву, памятник Высоцкому, скульптура «Рабочий и колхозница», памятник Гагарину.
- Только 5 человек из 40 считают, что экология в Москве хуже, чем в других западных городах.
- Цены на квартиры высокие, но качество новых домой плохое. Гостницы дорогие, севис плохой, а комфортабельность ближе к среднему. Отсутствуют рестораны среднего звена (быстро и недорого). Уровень безопасности выше среднего. Цены на бензин ниже, чем в Европе, но качество сомнительное. Ужасная организация движения транспорта.
Дополнительно:
До 15-го века к нам часто приезжали купцы с востока. С запада – мало купцов потому что мыне представляли интереса для европейских купцов (1. Мы – часть Золотой Орды, нас считали монголами. Поддерживали контакты только с Новгородом и Псковом, которые не считали частью Золотой Орды. Здесь покупали пушнину, соль, ремесленные товары, пенька, мед, воск, лес – все для строительства кораблей 2.все письменные источники в Европе о России делается акцент на отличия России от Европы: культуры, религии (наша религия без теологии), что у нас нет сильных городов, нет автономной церкви, у нас нет цехов и сословий, нет ничего, кроме института насилия, который самого простого и примитивного типа ).
Англия. До 18 века практически не было научных трудов. В основном это были мемуары путешественников. Но мы же торговали с Англией, но тем не менее очень долго английские историки не занимались Россией. Английский язык не был распространен в России. В 18-м веке Петр ввел немецкий язык, вторую половину говорили на французском, в редких случаях в гимназиях начали преподавать английский. Переводной литературы тоже было мало. Заимствований из русского языка в английском очень мало: 67 слов (царь, погром, аппаратчик, интеллигенция, спутник и др). Путешественники начали писать в 16-го века. Самые известный: Ричард Ченслер, его путешествие было крайне опасным – это первый материал о русских для англичан и и менно они начали формировать базовые региональыне британские мифы. Основные моменты: - северная суровость Московии
- суровость московитов (не русских), о том, что мы приспособлены жить без солнца
- подчеркивает уникальные особенности собственности власти России. С однйо стороны русские всегда демонстрируют гостеприимство, но все, что они делают, они делают с разрешения высочайшего позволения. Они отказываются от торговых сношений, если не имеют на это согласия короля.
- В этой стране нет собственности: у крестьян ничего нет, все во власти Бога и князя.
- Ценность свободы московиты воспринимают иначе, чем англицане.
- Подчеркнуто плутовство русских, он пытается найти причину и оправдывает это плутовство крайне жестоким обращением с ними. Этот народ по природе склонен к обману и только сильное битье может обуздать его. Подчеркивает мысль, что это у них от византийцев (человек, с которым очень сложно везти беседы: «он фальшив, как пена морская, и остер, как острие булавки», это очень хитрый политик – слова Наполеона о Николае).
- так как князь и его король плохо относятся к народу, народ ищет способ обойти это
- отмечает черту русского отдыха: нигде не видел бОльшего пьянства.
- описывает страну, как страну несметных богатств. В том числе говорит о человеческих ресурсах
- говорит о военном могуществе гос-ва
- говорит о России, как о стране контрастов: нищета и роскошь.
Позже тема пьянства и контрастов будет повторена Джером Гарсейем, котоырй прожил в России более 20 лет (конец 16-го века) – предприимчивый английский купец. Составил первый русско-английский словарь. Высоко ценил богатство русского языка. Говорил об углмости, гурбости нравов и грубости одежды.
Адам Олиарий (17 век) оставил достаточно беспристрастное описание России, который написал, что русские не знают слова свободы, но хотят полной воли. «русские похожи на бородатых детей» - взрослый человек с детских поведением.
Английские путешественники отмечают то, что отличает от Англии.
После Петра Первого Россия меняет свой облика глазах Запада. Речь идет о блестящих победах над Швецией и не только на суше, но и на море (Северная Война). Именно здесь мы стали утверждаться, как морская держала, не было торгового флота, но был ВМФ. В это время мы стали продавать не только лес, древесину, пеньку, канаты, но и парусное полотно, мы вывозим железо. Все это меняло образ в Европе. Постепенно Европа приходит к мысли, что Россия может сидеть за столом переговоров (до этого мнение просто учитывалось). С петровских времен постепенно увеличивает кол-во иностранцев. Развивается книгопечатание. Немного увеличивается грамотность.
У иностранцев были проблемы во время путешествий в России, все сведения они получали от элиты.
Самая известная книга: Жана Батиста Жузефа Деламартиньер (префлодим Бретон) писал в первой четверти 19-го века. Назвал 2 основных предмета русской культуры: водка и топор. Это люди с самым крепким в мире здоровьем, если бы не их водка, они бы жили так долго, как библейские. Говорил, что топор – любимый инструмент. Пишет о пристрастности к баням, говорят, что из-за частых бань мы часто болеем. С восхищением говорит о русской бане. Для иностранцев баня – экзотика, но подчеркивают архаизм этого.
В конце 18-го в Европе выходит несколько этнографических описаний и впервые с иллюстрациями, при этом эти описания прежде всего они описывают народы, населяющие Россию, с этого времени европейцы осознали, что Россия многонациональна, появляется нормальное представление о России. Описываются костюмы, быт, фольклор разных народов. Пишут: Бритон, Иоганн Готлип Георги, Рехберг – они жили, путешествовали, знали не толкьо Москву, но и провинцию. Писали об огромного кол-ве азиатских народов. Но стереотип о России, относился только к русским, как титульной нации.
Маркиз Астольф де Кюстин. Его пригласили в Россию за деньги, чтобы он прославил Россию на Западе, но он ответил черной неблагодарностью. Он написал сочинение «Росси в 1839г», где отметил, что страна устроена так, что не один иностранец не может разъезжать по ней безопасно, на это требуется согласие власти, говорит, что это восточная политика, это скрывается под маской европейской воспитанности, говорит, что это оличительная черта, в нас присутствует недоцеивилизованност. Пишет, что русские до сих пор верят в действенность лжи. Говорит о том, что власть их так угнетает, что они по неволе должны прибегать к уверткам и плутовстве. Пишет, что власть в этой стране до сих пор не поняла преимуществ свободы даже для себя самой, не говоря уже о своих подданных. Снова говорит. Что вызывает в памяти византийцев. Если мерить величие цели количеством жертв, то этой нации бесспорно нельзя не предсказать господство над всем миром. Русских народ безмерно ловок. Соединение европейского ума и науки с духом Азии. Восхищается С-Пб, видно, что он любит этот город, потому что он похож на европейские города. Пишет о том, что в России все рабы и не только простолюдины, но и «сановные рабы». Царь в России может быть любимым даже если он не щадит своих подданных. Герцен назвал это сочинение самой занимательной и интересной книгой написанной о России иностранцем. Кюстин после поездки в Россию стал либералом. Кюстин ввел понятие «потемкинские деревни». Стереотипная черта: сочетание несочетаемого. Во все времена в Европе восхищаются и боятся.
Российской правительство было недовольно. Посланники от России в Европе получили указ организовать антикюстиновское движение в Европе. Планировалось привлечь писателей с репутацией, деятелей культуры, «нужно начертать им программу и план, чтобы они знали как действовать» и вообще сломить общественное мнение не удалось. Книга де Кюстина была широко распространена.
Наш негативный образ служит мотивацией европейцам: цените то, что у вас есть. Потмоу что в россии без европейских свобод плохо.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.