logo
госы! (1)

2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.

В создании как положительного, так и отрицательного образа исключительно важную роль играют стереотипы – схематический стандартезированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Стереотип выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий или сложившегося опыта; составная часть установки.

Термин «стереотип» ввел Уолтер Липпман в 1022 году. По его мнению, человек получает ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Такие представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума и существующих в данном обществе традиций.

Если личный опыт человека противоречит стереотипу, то большинство людей либо просто не замечают этого противоречия, либо считают его лишь некоторым исключением, подтверждающим правило. То есть стереотипы являются достаточно устойчивыми, их сложно изменить.

Стереотипы фиксируют стандартное для каждой из существующих культур отношение к ценностям общества.

Образы народов также именуются национальными и этническими стереотипами.

Различают эндо (внутренние) и экзо (внешние) стереотипы.

Эндоэтностереотип – это то представление о своем народе, которое свойственно ему самому.

Экзоэтностереотип – это то представление о данном народе, которое свойственно другим народам.

Например, об англичанах принято говорить, что они невозмутимы в любой, самой опасной ситуации. О немцах, что они пунктуальны. О французах, что они влюбчивы и легкомысленны. О китайцах, что они трудолюбивы. Следовательно, национальные стереотипы, являясь собирательными, условными образами, отражают этнические и культурные особенности народа, специфику национальной психологии.

Эндоэтностереотипы в целом позитивны. Экзоэтностереотипы могут быть как преимущественно позитивными, так и преимущественно негативными.

Этностереотипы часто называют национальными характерами. Синонимами выступают «менталитет» и «ментальность» народа. Сюда относятся уникальные психологические особенности нации.

Механизмы формирования стереотипов изучены недостаточно. Ведь они формируются на подсознательном уровне. Главную роль в формировании стереотипов играет телевидение, киноиндустрия, печатные СМИ. Сейчас к ним присоединился Интернет, который нередко распространяет стереотипы не на один, а сразу на несколько народов, которые имеют общие элементы истории и культуры.