12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
Важный момент в репутации России сыграл выход в космос. Об этом писали все иностранные газеты: была неграмотная страна и через какое-то время СССР открыло космическую эру человечества. Но была и вторя составляющая: военная. Например: Хрущев говорил: у васнет 100-мегатонных бомб, а у нас есть, мы вывели в Космос Гагарина и Титова, но мы можем заменить их и других грузом, при этом у Москвы таких возможностей не было! Он блефовал! Но Запад того не знал из-за закрытого общества. Поэтому слова Хрущева возымели другое действие – страх. В тот период США были охвачены паникой после таких высказываний, у них была программа строительства бомбоубежищ. Это был массовый психоз.
Начинает постепенно разрушаться стереотип СССР, как закрытого общества (тот стереотип, который формировался при Сталине). Это очень важный процесс. Но этот процесс остался незавершенным! Но недооценивать этого нельзя – это колоссальное значение для имиджа нашего страны.
Осуждение культа личности Сталина на ХХ Съезде. Принципиально: осуждение. Хрущев, а до него Маленков начали провозглашать принцип мирного сосуществования и политику разоружения – это сыграло очень положительную роль на Западе. Они почувствовали, что эта атмосфера страха уменьшается приходом Хрущева.
Формирование международного имиджа Хрущева – первый целевой PR-проект целиком ориентированный на западную аудиторию. Ударные тезисы: идея разоружения (был чисто пропагандистский трюк, потому что программа всеобщего разоружения не предусматривала никакой системы контроля), однако на западное обещственное мнение программа Хрущева оказала благоприятное для нашей страны воздействие. Этот опыт Хрущева использовался и для других проектов от Брежнева до Горбачева.
59-60 – пик популярности Никиты Сергеевича. Связано с визитом в США и Францию. Наши имиджмейкеры способствовали тому, что он приобрел имидж миротворца. При этом: никаких существенных соглашений с Западом достичь не удалось! Сразу после этого у нас разразился шпионский скандал с летчиком Пауэрсом, который был сбит под Свердловским. Но это не помешало имиджу Хрущева, над которым он упорно работал, он использовал свои актерские качества: его импульсивность, эмоциональность, вспышки западной аудиторией воспринималось положительно- все это было продуманными имиджевыми трюками: актерство+имиджевый трюк. Хрущев прекрасно работал с западными журналистами, держал удар при интервью, не пугаясь узости своего кругозора, но даже это не смущало Запад. Он с удовольствием давал интервью и устраивал пресс-конференции. Еу хорошо помогали его личные качества. Он был прагматиком, очень коммуникабельным человеком, у него была роль лидера «рубаха-парень» - отлично создавал этот имидж (рубашка-косоворотка, сандалии, сброшенный пиджак и др). Что мешало ему: недостаток образования, нетерпимость к чужому мнению, грубость, комплекс груза прошлого. Но даже эти качества на Западе не воспринимались, как негативные. Большую роль сыграло то, что он ездил с семьей, образ его начитанной жены в роли домохозяйки. Все это позволило воспринимать советских лидеров, как нормальных людей.
Изменение имиджа первого лица СССР меняло и имидж страны в целом. Ему постоянно приходилось преодолевать :
- стереотип Н.С – узкий специалист по с/х – это затрудняло его позиционирование, как специалиста в других международных делах.
- что он последователь Сталина, новый диктатор. Не верили в его искреннюю открытость, думали, что он тоже хочет экспортировать революцию
Н.С - был хорошим оратором. Он умел изъясняться доступными, нормальными, понятными формулировками. Его речь была живая. Это импонировало западной аудитории. Он обладал актерскими качествами. И это сделало его самым популярным политиком в 1955г даже по версии Times. (там он симпатичный, а у нас шаржированный… почему?). его называли «блистательным шоуменом международной сцены», «исполнитель главной роли на международной сцене». Конечно, его батинок на трибуне ухудшал имидж, но не сильно. С другой стороны: его переговоры с Кеннеди и способность предотвратить Карибский кризис, потом договор о запрете ядерных испытаний.
В период Хрущевского правления стали развиваться личные контакты россиян с представители западного мира. Фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957г. – такое количество иностранцев Россия не видела с Первой Мировой Войны (читать) – это уникальная PR-акция. Контакты с деятелями науки и культуры, сельско-хозяйственниками, увеличилось количество туристов – благодаря Хрущеву наше общество стало более открытым.В это время увеличивает количество гастролей, нашего балета (про балет мнение формируется как раз в то время).
Резко ухудшило: ситуация в Венгрии. В 1956г. – там были выступления против коммунистического режима. Мы ввели войска. Это первая проба, когда «танки наматывали людей на гусеницы». Потом ситуация повторится в Чехословакии – Пражская Весна. Потом Афганистан – 1979г. Тяжелейшая проигрышная война. Это привело к формированию устойчивого негатива к СССР в 79-го года. Тогда против нас введен ряд санкций – бойкот Московской Олимпиады 1980-го года. Негативный образ СССР в мусульманских странах. А на Олимпиаду возлагались большие надежды! Она была для нас провалена. Перед Олимпиадой Москва превратилась в витрину СССР.
ДЗ: как запад воспринял русский дом в Ванкувере и как Запад воспринял презентацию передачи огня и др. Что они писали.????
Олимпиада – 0 результат. Негативный стереотип восприятия СССР на западе сохраняется до второй половины 80-х годов: Холодная война достигает кульминации, страх усиливается, Рональд Рейган объявляет нас Империей Зла (заимствует из Звездных Войн) – это облетает всю западную прессу. Далее тяжелая ситуация: когда мы над Сахалином сбивают южнокорейский Боинг 747. После этого запад вводит санкции против нашей гражданской авиации. Рейган называет это преступление против человечества, которое никогда не должно быть забыть. Далее они стали доказывать бесчеловечность нашей страны (!!!). Андропов сказал: людей, конечно, жалко, но наши ПВО действовали правильно. И только в 92-м году Ельцин в Сеуле признал эту ошибку.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.