6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
Несмотря на то, что оба тура голосования проходили в июне - июле 1996 года, основы предвыборных кампаний претендентов были заложены задолго до этого.
Выборы прошли 16 июня и 3 июля 1996 года и отличались остротой политической борьбы между кандидатами.
Зарегистрированные Кандидаты:
Брынцалов Владимир Алексеевич
Власов Юрий Петрович
Горбачев Михаил Сергеевич
Ельцин Борис Николаевич
Жириновский Владимир Вольфович
Зюганов Геннадий Андреевич
Лебедь Александр Иванович
Федоров Святослав Николаевич
Шаккум Мартин Люцианович
Явлинский Григорий Алексеевич
Кроме того, Аман Тулеев был первоначально зарегистрирован, и его имя присутствовало в отпечатанных бюллетенях, но незадолго до выборов снял свою кандидатуру.
В эти годы можно было выделить следующие устойчивые группы активных избирателей: 1. Около 30% избирателей голосовали за прежний образ жизни и связанные с ним ценности. Доминировали здесь, в первую очередь, коммунисты, т.е. КПРФ. Это наиболее устойчивая часть электората. 2. Вторая по численности, и также довольно устойчивая группа: избиратели, голосовавшие за сильную личность (Жириновский, Лебедь) – 20-22%. Данная группа ориентирована именно на личные качества кандидата. Во втором туре президентских выборов эта группа раскололась примерно пополам. 3. Третья по численности группа – избиратели, голосовавшие за «чудотворцев», т.е. за кандидатов, имевших за собой яркое дело (Явлинский, Немцов). Численность группы составляла до 12%. 4. Следующая по численности группа – сторонники партии власти – примерно 10% («Наш дом Россия»). 5. Самая маленькая из стабильных групп – «либералы» - 5-7%. 6. Остальные избиратели (25%) – подвижные избиратели, склонные менять свои пристрастия.
15 февраля 1996 г. Ельцин официально объявил о решении баллотироваться на второй президентский срок.
Среди девяти соперников президента наиболее опасными и сильными оказались трое – Зюганов, Лебедь, Явлинский.
Явным авторитетом этой троицы был Зюганов, лидер КПРФ. Блестящая победа КПРФ (на выборах в ГД в 1995 году) делала Г. Зюганова бесспорным лидером в президентской гонке. В его избирательной программе отсутствовали требования о национализации, установлении господства общественных форм собственности на средства производства, стратегическая цель общества была сформулирована так универсально, что под ней мог подписаться любой: «почвенник», «западник», государственник, демократ.
Одной из самых ярких фигур был отставной генерал А.Лебедь, обладавший сильной харизмой. Он внушал, что сможет вывести страну из кризиса. В своей программе он объединил принципы национализма и либерализма, признавал в качестве ценностей частную собственность, рынок, плюрализм, политическую демократию.
Противником национал-либерализма был Г.Явлинский, который считал такую идею утопией. Он настаивал на жёстко ограничительных реалистических социальных программах.
Избирательный штаб Ельцина тратил огромные денежные ресурсы на борьбу со столь сильными конкурентами, в том числе и кредиты Международного валютного фонда.
Особенности кампании Ельцина:
- Кампания 1996 года была тяжелой для Бориса Ельцина. Его первый президентский срок (1992-96 гг.) был наполнен серьезными проблемами: падение уровня производства в России, невыплаченные зарплаты и пенсии, бедственное положение армии, война в Чечне - самая главная проблема. Была велика опасность проигрыша. Правда, на его стороне был страх реставрации коммунистической идеологии в случае победы Геннадия Зюганова, возникший в обществе и в большей части СМИ.
- Была поставлена задача воссоздать имидж Ельцина "образца 1991 года".
- Исполнительная власть мобилизовала все возможные ресурсы для того, чтобы изменить отношение избирателей к Ельцину, резко повысить его популярность. Были приняты указы и распоряжения о погашении задолженности государства по выплате заработной платы, пенсий, пособий, студенческих стипендий, о мерах по поддержке военно-промышленного комплекса и армии. Президент обещал в кратчайший срок прекратить военные операции в Чечне и провести конструктивные переговоры с руководством мятежной республики. Ельцин начал активные поездки во все уголки страны, демонстрируя лидерские качества, хорошее физическое состояние, раздавая щедрые популистские обещания.
- Избирательная кампания 1996 г. была построена на использовании негативных стратегий, основанных на отработке антиобраза конкурентов. В этой ситуации один из антиобразов должен был перевесить. Так и получилось, антиобраз, накопленный коммунистами за 70 лет правления, перевесил антиобраз действующей власти.
– работа штаба профессионалов высочайшего класса, использование сверхинтенсивной рекламной кампании и использование в своих интереса кандидатуры генерала Лебедя, который сумел оттянуть от коммунистов 15% голосов (во втором туре он снял свою кандидатуру в пользу Ельцина, за что получил пост секретаря Совета безопасности РФ «с особыми полномочиями», стал помощником Президента РФ по национальной безопасности). Команда Ельцина работала по всему электоральному полю, поэтому ей удалось получить голоса почти всех подвижных избирателей.
- На помощь Ельцину стали приходить самые богатые люди страны, которые сделали своё состояние благодаря новому режиму, среди «богачей» было заключено соглашение о финансовой поддержке ельцинской компании.
- Все действия Президента подробнейшим образом освещали СМИ, особенно три национальных телеканала - OPT, PTP и НТВ. Кроме того, перед выборами выпуски телевизионных новостей сообщали о конструктивных моментах, связанных с окончанием войны в Чеченской республике (перемирие, приезд чеченского лидера 3.Яндарбиева в Москву и участие в переговорах, и, как апофеоз, визит Бориса Ельцина в Моздок - такого предвыборного хода не мог себе позволить ни один из кандидатов).
- Кампания Ельцина, по существу, состояла из двух пластов: официальной предвыборной кампании, которую разрабатывало РА «Видео-интернэшнл», и движения «Голосуй или проиграешь» (РА «Премьер СВ»), главной задачей которого было мобилизовать к участию в выборах молодежь. В целом ее отличали такие черты, как: высокий профессионализм организации; тщательная продуманность стратегии; выверенное привлечение СМИ; использование современных маркетинговых принципов и электоральных технологий. Разработчики кампании «Выбирай сердцем» сознательно ушли от политики, экономики и идеологии, сделав упор на эмоции и общечеловеческие ценности.
- Предвыборная телереклама представляла собой серию роликов, объединенных слоганом «Верю. Люблю. Надеюсь». Ролики, демонстрирующие поддержку президента простыми избирателями, не были постановочными: в них участвовали не актеры, а добровольные агитаторы. Ролики были подчеркнуто одинаково композиционно выстроены: в них повторялись одни и те же музыкальные фрагменты, действовали персонажи, пережившие схожие повороты судьбы. На экране отсутствовал сам кандидат — использование подобного приема эффективно, в ситуации повторных президентских выборов.
- Феноменом кампании 1996 г - широкомасштабная акция «Голосуй или проиграешь»— она основывалась на хорошо известном в практике зарубежных избирательных кампаний приеме «пугающая альтернатива». Вся рекламная серия была основана на контрастах — «демократические» образы противопоставлялись «коммунистическим».
- Второе рождение в кампании 1996 г. пережил политический плакат: плакатам, где изображался Ельцин со школьниками («Ты растешь вместе с Россией»), Ельцин с внуком («Россия, за которую мы в ответе!»), Ельцин с характерным жестом поднятого крепко сжатого кулака («Вместе — победим!»), противопоставлялись плакаты с изображением злополучных продовольственных «визиток», серия плакатов, удар которых основывался на контрасте многозначной цифры, бросающейся в глаза и заставляющей прочитать мелкий текст типа: «Моя бабушка простояла 64 245 часов в очередях. Я — не хочу!» «Мой дедушка просидел 73 855 часов в лагерях. Я — не хочу!»), а также плакаты, главным «действующим лицом» которых был лидер КПРФ («многообещающий» полупрофиль Зюганова с подписью «Купи еды в последний раз!») и т.д.
- Перед выборами тиражом 10 млн экземпляров выходила бесплатная еженедельная газета «Не дай Бог!», печатавшая негативные материалы в адрес Зюганова. Главными тезисами газеты являлись: начало гражданской войны в случае победы Зюганова, начало массовых арестов и расстрелов, голод. Зюганов на страницах газеты неоднократно сравнивался с Гитлером.
16 июня 1996г., в день выборов, преимущество Ельцина над Зюгановым оказалось очень небольшим (35,28 против 32,03%). В отличие от 1991г. Ельцин не смог победить с первой попытки. Выход Ельцина и Зюганова во второй тур не стал сенсацией. В начале июня победа Ельцина над Зюгановым оказалась более убедительной (53,8 против 40,3%). Новый общественно-политический режим получил хороший запас прочности.
В исполнительную власть сразу после выборов были включены видные представители бизнес-элиты, такие как: банкир Потанин (первый вице-премьер), Березовский (зам. секретаря Совета безопасности), Чубайс (руководитель администрации президента), Лебедь (секретарь Совета безопасности).
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.