logo
госы! (1)

7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.

Современные структуры информации в значительной мере зависят от трансграничного обмена новостями. Информационный импульс можно считать безрезультатным, если не передан по цепочке «ретранслирующих» СМИ. Правила работы средствам массовой информации диктуют не только национальные интересы, а также рынок труда и конкуренция на нем.

К этому необходимо добавить и информационные войны, которые способны нанести огромный удар по имиджу страны.

Имидж России на Западе – это результат манипуляций общественным сознанием, результат намеренных фальсификаций. Исследования позволяют заключить, что решающую роль в формировании «этнополитических» стереотипов играют господствующие в данном сообществе масс-медиа. СМИ поддерживают в умах обывателей некие суждения и ценностные ориентации, востребованные в данном политическом сообществе. Однако все более очевидным становится тот факт, что и в России, и в странах западной «развитой демократии» масс-медиа обрабатывают социальный и политический заказ, поступающий от властных структур, финансирующих соответствующие издания. И именно они формируют господствующие в обществе представления, определяют бытующие среди населения стереотипы массового сознания.

Во время Первой мировой войны с целью пропаганды для формирования «образа союзника» в общественном мнения Британии и России в обоих государствах были созданы бюро новостей при МИДе. На формирование положительного восприятия союзника влияли работы британских и русских публицистов и ученых. В России и Британии были созданы организации, которые поддерживались правительством и имели полуофициальный характер. Например, «Общество друзей России», «Общество британского флага», «Общество англо-русской дружбы».

Итак, во время Первой мировой войны в Великобритании был создан аппарат пропаганды. Цель – просвещение, знакомство с культурой и историей союзника. Это должно было формировать положительный образ России.

Во времена Брежнева информационной политикой государства занимались Агентство печати «Новости», Радиовещание на зарубежные страны на десятках языков и Главное управление внешних сношений Гостелерадио, Дома дружбы и культуры в десятках государств. Нацеленные на создание привлекательного образа СССР за рубежом, эти организации в то же время жестко блокировали любое распространение негативной инфы.

В арсенале государства также были и действительно эффективные формы ведения внешнеполитической пропаганды: гастроли выдающихся музыкантов, балета и оперы Большого театра, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, «Березка» и др.

Огромное влияние на интеллигенцию зарубежных стран оказывали достижения советской науки, космические достижения. И этот результат многократно усиливался тем, что СССР дарил развивающимся странам металлургические заводы, огромный плотины и гидростанции.

Сегодня, к сожалению, государство фактически ликвидировало все средства ведения внешнеполитической информационно-пропагандистской деятельности и сняло с себя заботу о том, как воспринимается российская действительность за пределами страны. Результат оказался весьма опасным. Сейчас российские СМИ невольно создают сугубо отрицательный имидж современной России. В России считают, что пропаганда ее положительного имиджа – это возрождение одной из функций тоталитарного режима, но это не так, внешнеполитическая пропаганда просто необходима.

Одним из основных средств распространения инфы является Интернет. Сайт радиостанции «голос России» признан самым удачным, он дает наиболее полное представление о жизни России.

Политологи предлагают развивать концепцию «электронного правительства», что позволит повысить эффективность, как внутренней работы государства, так и престиж России в глазах мировой общественности. Сегодня создается система информирования общественности о деятельности органов государственной власти, специализированные он-лайн форумы, сервисы для журналистов, справочно-информационная база данных правительственных документов.

Бывший канцлер Германии Шредер предложил российским властям создать лоббистскую структуру по продвижению интересов России на Западе. Одним из центральных направлений лоббистского центра должно стать формирование позитивного имиджа в немецких СМИ и сопровождение российско-немецких проектов.

Дополнительно:

Государство должно иметь особую структуру, которая должна просчитывать имиджевые риски. Они должны смотреть на свою страну в зеркале мировых СМИ.

Институты, которые у нас этим должны заниматься

Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежнми странами при администрации президента РФ

Комиссия общественной палаты российской федерации по международному сотрудничеству и общественной дипломатии

Российский центр международного наусчно-культурного сотрудничества при МИДе РФ (Росзарубежцентр)

Их задача работать над улудчением образа нашей страны зарубежом и они разрабатывают и реализуют «беспрецедентное» количество проектов.

Экономические проекты: традиционные форумы экономические. Кроме государства здесь активную роль играют бизнес-сообщества. Цель их; формирования благоприятного инвестиционного климата, интенсификация экономического сотрудничества, формирование представления о России как о надежном и стабильном партнере.

Культурные, научные, образовательные проекты:

Здесь у нас хорошо. Традиционно уверенные позиции.

Социальные проекты:

Россия должна принимать активное участие в различных социальных международных проектах. Например, борьба со СПИДом, наркоманией, гуманитарная помощь населению стран, пострадавших от бедствий

Спортивные проекты:

Россия должна стать центром спортивных мероприятий «планетарного» масштаба.

Празднества:

Придание торжествам официального статуса общественно-политического мероприятия мирового масштаба. Например, день победы.