2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Обозначение может быть комбинированным, словесным, иным. Товарный знак подлежит правовой защите.
Синоним понятия товарный знак - товарная марка. Но товарная марка не подлежит правовой защите.
Следует подчеркнуть, что право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность (ст.1515 ГК РФ, ст. 14.10. КоАП РФ, ст.180 УК РФ)
Использование
Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.
Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:
на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях к продаже товаров;
в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:
упоминание его в нерекламных целях;
использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара);
использование в личных целях;
другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот.
Виды товарных знаков
Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными[6], комбинированными[7], звуковыми[8], трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.
Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.
Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они совпадают до степени смешения. Таким образом, товарный знак, состоящий неразделимым образом из трёх и более товарных знаков (товарный знак не может совпадать более чем с одним зарегистрированным товарным знаком) не подлежит контролю владельцев исходных элементов.
Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.
Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются:
Словесными — «Apple» для компьютеров; Deutsche Bank для банка.
Произвольными или вымышленными обозначениями — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE, Easy Jet.
Именами — Ford, Peugeot, Hilton (отель).
Слоганами — «Летай мной» для авиалинии.
Содержащими элементы — трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz, статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce.
Цифры — одеколон 4711.
Буквы — GM, FIAT, VW, KLM.
Картинки или символы — Lacoste (маленький крокодил).
Звуками — мелодия мобильного телефона Nokia.
Регистрация
Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе.
Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.
В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Одно из ограничений таково: не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определённого вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении прямого указания на вид, качество и свойство товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «компьютер» для вычислительной техники. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя.
Этапы разработки и регистрации товарного знака
Разработка и последующая регистрация товарного знака имеет несколько четко выделенных этапов:
1. Постановка цели позиционирования товара на рынке. 2. Определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы. 3. Выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трех вариантов для проведения фокус-группы. 4. Постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в БД Роспатента с выявлением сходных обозначений. 5. Сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией. При необходимости — корректировка обозначения с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением. 6. Утверждение выбранного обозначения. 7. Работы по комплектованию заявки на товарный знак. 8. Подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака. 9. Делопроизводство по заявке на товарный знак. 10. Получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак. 11. Юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак. 12. Постановка зарегистрированного товарного знака на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива предприятия.
Предупредительная маркировка
Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован.
В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение значок «®», буквенные сочетания «ТM» (сокращение от trademark), «SM» (сокращение от service mark), а также слова «Trademark», «Registered Trademark», «зарегистрированный знак»., «Marque deposee», «Marca registrada».
Маркировка «®» (Registered) согласно мировой практике может быть использованна только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака.
Обозначение Trade mark ™, «TM» или «™», не регулируемое законодательством в России, в зарубежных странах обычно обозначает, что заявка на товарный знак уже подана и при использовании этого наименования после регистрации товарного знака можно получить претензию правообладателя.
Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.
Время жизни товарного знака
Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено еще на 10 лет, и так неограниченное число раз.
Международная защита товарного знака
В соответствии с законодательством РФ на территории РФ охраняются не только зарегистрированные товарные знаки, но и знаки в соответствии с международными договорами РФ. Российские юридические лица и граждане РФ в соответствии со ст. 1507 IV части ГК РФ вправе зарегистрировать товарные знаки в иностранных государствах или осуществить его международную регистрацию. Заявки на такую регистрацию подаются через Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
В 1994 г. был принят Договор о законах по товарным знакам (TLT), устанавливающий, какую информацию должны предоставлять граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства-участника.
Особые статусы товарных знаков:
Коллективный знак – знак качества, принадлежности к чему-либо.
Общеизвестный товарный знак - Статья 1508 4 часть ГК РФ – общеизвестным товарным знаком в соответствии со статьей признаются товарные знаки ставшие широкоизвестными в РФ среди соответствующих потребителей в отношении маркируемых ими товаров в результате своего интенсивного использования. Правовая охрана на действующие знаки действует бессрочно. Например, Памперс.
Пять способов правовой охраны бренда:
….
2. Промышленный образец – художественно конструкторское решение, изделие кустарного производства определяющее его вид, монополия на дизайн – регистрация упаковки. Регестрируются четкие параметры до миллиметра. Минусы – на сантиметр больше, а все остальное также – не охраняется. Плюсы – регистрация промышленного образца проходит гораздо быстрее. Можно зарегистрировать линейку продуктов одного бренда. Заявку составлять сложно.
3. Изобретение. Самый долгий срок защиты – 20 лет. Чаще всего регистрируются технические вещи, защищают техническую сторону.
4. Авторское право – закон об авторском праве и смежных правах. Закон регулирует отношения возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, искусства и т.п. Плюсы: любой рекламный слоган, рекламная статья является нашей с момента публикации, не нужно ничего никуда подавать.
5. Недобросовестная конкуренция - Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках статья 10. Статья 4 в законе о конкуренции.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.