10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
Соотношение понятий и о том как это влияет на развитие ксенофобии.
Уже говорили: принцип «чужого» основан на том что разные народы имеют разную сумму знаний. Разные понятия наполняются разным смыслом.
Все народы обладают 3 видами знания:
общечеловеческий (все люди одинаково понимают, что вот вода, земля и др)
региональный (жители тропиков не могут знать что такое снег, а жители северных широт не знают вкуса фруктов)
специфически-национальный (этнический) – уникальный – свойственный только данной этнической культуре. Только понимание данного вида знаний позволяет расшифровать свойственный данный культура стереотипы. (вместе с изучением языка хорошо бы изучать иностранную культуру)
Национальный характер – стереотипный набор качеств, приписанных одному народу им самим, а также другими народами, как враждебными, так и дружественными. Совокупность реальных черт нации: самосознание + привычки + вкусы + традиции + быт +национальная культура + национальная гордость. Пример: в Германии имя Михель в 16-м веке было с положительной окраской, а с 18-го века Михель приобретает негативный окрас. Пример: во 2-ю мировую войну всех немцев называли «фриц», у них же «фриц» ничего не означает кроме мужского имени, а всех русских «иван», но без негативной окраски, как у нас. И никто не называл немцев Михелями, хотя сами себя они так зывают. Также хороший пример: международные анекдоты, где представители разных наций поставлены в одну и ту же ситуацию и ведут себя по-разному. Такие анекдоты четко показывают стереотипы и все очень зависит какая национальность анекдот рассказывает.
Способы создания образа «чужого»: ТВ, СМИ, Интернет. До ХХв. главную роль играли комиксы и карикатуры. В середине ХХв – кинофильмы и радио.
На уровне сознания не возникает неприятия мысли, что у каждого народа свои традиции и устои. Это можно заметить даже в процессе краткосрочного пребывания в другой среде.
?Пребывание в сфере «чужого» запускает процесс познания?
В резкоотрицательном образе к «чужому» может сливаться негативное ведение политики его гос-ва или всего народа. Иногда образ врага теряет конкретное лицо, а под действием иррациональнотси приобретает общий негативный оттенок врага. Пример: к национальностям, которые неизвестны автоматически приписывается негативная оценка.
Часто негатив к другой нации используется для сплочения собственной. И так легче народом управлять.
Ксенофобия – (ксенос – чужой, фобос - страх) – страх перед чужими посторонними. Это негативная психологическая установка, выражающаяся в иррациональном страхе и ненависти к чужим (людям иного народа, расы, веры, выходцы из других регионов). Это иррациональный страх. Но нередко он поправдывается вполне рациональными свойствами. Им приписывают правдоподобные свойства, либо гипертрофируются реально существующие. Ксенофоб резко делит мир на своих и чужих. При этом отрицательные черты отдельных чужих переносятся на всю чужую общность и становятся основанием для презрительного и враждебного отношения к ней. Ксенофобами, как правило, становятся выходцы из наименее обеспеченных и маргинальных слоев общества, которые проигрывают социальную конкуренцию и со «своими» и с «чужими». Это люди с невысоким уровнем интеллекта и подростки (потому что у последних еще не сформировались жизненные позиции, под влиянием взрослых).
В России заражены сотрудники правоохранительных органов, которые предпочитают квалифицировать расовые преступления, как обычное хулиганство. Там, где один не желает понимать культуру другого народа, это ведет к ксенофобии и проявлению расизма. А там, где ксенофобия – гос политика, там дело заканчивается депортацией или геноцидом.
Ксенофобия зародилась:
1 точка зрения - тогда, когда появился человек разумный.
2.точка зрения – до появления письменности ксенофобии не было и ксенофобия возникла из-за появления разных языков, роста человеческой популяции. Усилилась она в период появления мировых религий.
Даже если мы долго живем в другой стране, то все равно относимся к ним по-другому, потому что примеряем к ним свои мерки, которые не работают для данного этноса.
Избавление от ксенофобии:
диалог различных этических, национальных сообществ (выставки, фильмы, литература, обмен экспонатами и др)
для того, чтобы создать положительный образ «чужого», надо использовать СМИ. Сейчас наши СМИ оборачивают «чужого» в этническую оболочку, акцентирую, что он не просто чужой, а этнически чужой.
сегодня наши политики используют образ «чужого» для консолидации народа. Сейчас это США.
В условиях современного кризиса возникает потребность в защищенность, это можно легче достичь на противоположности с чужим. Образы чужого врага оказываются эффективнее. Для нас сейчас самый лучший опыт: США, Австралия, Бразилия. В Австралии очень много мигрантов, и их СМИ говорили о чужом, как о дикаре, но добрым. В США в сериалах про ментов напарники обязатлеьно: белый а афроамериканец.
Представление свой/чужой всегда имеют универсальный характер. Между культурами проходит процесс аккультурации – взаимное влияние разных культур, когда все или часть представителей одной культуры (реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры (донора). Обычно аккультурации подвергаются приезжие. Но это двусторонний процесс. Результаты: восприятие чужой культуры либо возникновение реакции отторжения. Тогда группа иммигрантов замкнутся в мире своей религии и культуре. Но вообще это двусторонний процесс, в ходе которого культура-донора также заимствует у культуры-реципиента (особенно в сфере культуры и одежды).
Мигранты есть в 3-х поколениях: 1. Воспринимает принимающую культуру чужой
2. противопоставляют свою культуру чужой
3. «свою» культуру воспринимают чужой
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.