1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий
Под маркетинговым инструментарием, т. е. набором маркетинговых инструментов, понимают так называемый «маркетинг-микс» (другие названия – комплекс маркетинга, набор маркетинговых переменных).
Термин «маркетинг-микс» был введен в 1953 г. профессором Нилом Борденом. С 1960-х гг. понятие маркетинг-микса прочно вошло в научный оборот и стало обозначением комплекса маркетинга «4Р», где «Р» – начальные буквы английских слов product (продукт), price (цена), place (место), promotion (продвижение).
Первый (основной) инструмент маркетинг-микса «4Р» — продукт. Это реальное предложение компании рынку, включающее следующие маркетинговые переменные:
марка (бренд) – основной элемент дифференциации и идентификации товара;
соответствие товара своему функциональному назначению;
уровень конфортности товара;
потребительские свойства товара (объективные характеристики);
надежность, долговечность, ремонтопригодность товара;
простота установки товара и подготовки его к работе;
эргономичность и дизайн товара;
возможность утилизации товара;
факторы моды и престижа;
многофункциональность, универсальность, модульность товара;
индивидуализация товара, нацеленность на конкретную группу потребителей;
наличие модификаций товара;
степень совместимости товара с товарами, уже использующимися потребителем;
совместимость товара с другими товарами этого же семейства;
набор сопутствующих товаров и услуг, способствующих более эффективному применению товара («сопутствующий пакет»);
безопасность товара для потребителя (физическая и психологическая);
влияние товара на здоровье потребителя;
соответствие товара стандартам, нормативным актам;
патентная чистота и защищенность товара;
уровень качества товара;
наличие гарантий на товар;
качество упаковки и маркировки товара;
удобство расфасовки товара;
качество инструкций к товару.
Многие фирмы как часть предложения продукта предоставляют широкий спектр сопутствующих услуг, которые обеспечивают продавцу конкурентные преимущества и дополнительный доход.
Вторым компонентом маркетинг-микса «4Р» является цена, т. е. сумма денег, которую клиент платит за продукт. Маркетинговые элементы цены включают:
уровень цены продажи (соответствие цены воспринимаемой потребителем ценности товара);
уровень цены потребления (экономичность товара в процессе его использования, экономичность обслуживания товара);
использование кредита (рассрочки платежа);
наличие скидок;
возможность отсрочки платежа;
возможность выбора удобной для потребителя технологии платежа;
использование градации цен в зависимости от следующих факторов: а) сортность товара, сезонность; б) особые статусы потребителей; в) зональные цены;
возможность использования договорных цен для некоторых потребителей при соблюдении определенных условий.
Фирма должна принять решение об оптовых и розничных ценах, скидках, надбавках и условиях кредита конечных покупателей или партнеров по рыночной сети.
Третий компонент маркетинг-микса «4Р» – место (распределение). Включает в себя маркетинговые мероприятия (маркетинговые переменные), обеспечивающие доступность товара целевым потребителям. Сюда относят:
сохранность товара;
физическая доступность товара;
привлекательность места продажи;
удобство расположения магазина (точки продажи);
удобство внутреннего устройства магазина;
удобство выбора товара и первичного ознакомления с ним;
привлекательность оформления магазина.
Производитель должен определить и в ряде случаев координировать деятельность различных маркетинговых посредников, поставляющих его товары на определенные рынки.
Четвертый компонент маркетинг-микса – продвижение (коммуникации). Включает в себя мероприятия, осуществляемые фирмой для продвижения продукта на определенные рыночные сегменты. К основным средствам продвижения относят:
рекламу;
директ-маркетинг (direct-marketing) – адресную рассылку каталогов, буклетов, проспектов, а также «личные продажи» в местах, удобных для клиента, например на дому;
демонстрацию товара на выставках, ярмарках;
связи с общественностью (public relations) - поддержание высокой репутации фирмы в отношении качества товаров и обслуживания покупателей, социальной ответственности фирмы, следований нормам этики;
повышение привлекательности товара с помощью различных стимулирующих акций (конкурсов, лотерей, раздачи бесплатных образцов товара и т. д.).
Маркетинг-микс «4Р» может быть дополнен миксом «4С». Например, Ш. Армстронг расшифровывает микс «4С» так: клиенты (customers), компания (company), каналы товародвижения (channels), конкуренты (competition).
Варьирование инструментами маркетинг-микса позволяет найти оптимальное их соотношение для решения конкретной тактической задачи маркетинга.
Сам по себе комплекс маркетинга не является жестко фиксированным. В реальном бизнесе модель маркетинг-микса («4Р») считается ограниченной. Иногда говорят не о четырех инструментах маркетинг-микса, а о четырех субмиксах: товарном субмиксе, договорном субмиксе, распределительном субмиксе и коммуникативном субмиксе. Каждый субмикс включает отдельный комплекс мероприятий, проведение которых формирует соответствующую политику в том или ином направлении маркетинговой деятельности.
Товарная политика определяет все мероприятия, непосредственно связанные с данным товаром, способствующие его признанию потребителями.
Договорная политика предполагает действия, благодаря которым осуществляются согласование условий купли-продажи товара и оформление контракта (поставки).
Распределительная политика осуществляется в целях своевременной доставки товара от места его изготовления до получателя. Она включает политику размещения производительных сил, выбор каналов сбыта, маркетинг-логистику, политику поставок и складирования готовой продукции.
Коммуникативная политика предусматривает организацию взаимодействия компании (изготовителя или посредника) со всеми субъектами внешней среды для обеспечения стабильного спроса на товар.
Оптимальная маркетинговая политика представляет собой такую комбинацию применяемых на практике маркетинговых инструментов и разрабатываемых на их основе маркетинговых мероприятий, которая обеспечивает достижение поставленных перед компанией рыночных целей при рациональном бюджете маркетинга.
Современные взгляды на содержание и роль маркетинга предполагают расширение и углубление структуры коммуникативного субмикса, в том числе за счет включения в него мероприятий по формированию межличностных и межфирменных отношений.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое маркетинговый инструментарий?
2. Что входит в комплекс маркетинга?
3. Расскажите о взаимосвязи маркетинг-микса продавца и покупателя.
4. Чем вызван переход от маркетинг-микса «4Р» к субмиксам?
5. В чем состоит суть маркетинговой политики?
- Маркетинг
- Маркетинг
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины по гос
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.3. Перечень видов практических занятий и контроля
- 2. Рабочие учебные материалы
- 2.1. Рабочая программа Введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- Заключение
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.3. Структурно-логическая схема дисциплины
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Раздел 9. Международный маркетинг
- 2.4. Временной график изучения дисциплины при использовании информационно-коммуникационных технологий
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 080507.65
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно-рейтинговая система оценки знаний
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.1. Библиографический список
- 3.2. Опорный конспект введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- Тема 1.1. Сущность и эволюция маркетинга.
- Тема 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга.
- Тема 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий.
- 1.1. Сущность и эволюция маркетинга
- 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга
- 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий
- Раздел 2. Рынки и маркетинговые стратегии
- 2.1. Типология рынков
- 2.2. Конкурентные рыночные стратегии фирмы
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- Маркетинг сегмента
- Оценка сегментов рынка
- Выбор сегментов
- 2.4. Дифференцирование и позиционирование товара
- Типичные ошибки позиционирования
- Раздел 3. Маркетинговая информационная система
- 3.1. Маркетинговые исследования
- Виды маркетинговых исследований
- 1. Статистические методы
- 2. Модели
- 3. Методы оптимизации
- 3.2. Маркетинговое прогнозирование
- Методы регрессионного анализа
- Потенциал рынка региона
- Объем продаж в отрасли и доля рынка компании
- Методы оценки будущего спроса
- 3.3. Анализ маркетинговой среды
- Анализ рынка сбыта предприятия
- Swot- анализ внутренней и внешней среды фирмы
- Матрица swot-анализа
- Анализ отрасли и анализ конкурентов
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- 1. Культурные факторы
- 2. Социальные факторы
- 3. Личностные факторы
- 4. Психологические факторы
- Раздел 4. Товарная политика в маркетинге
- 4.1. Товар в системе маркетинга Характеристики товара:
- Качество товара
- Классификация товаров и ассортимент
- Классификация товаров по целевому назначению
- Товар-микс
- Товарные стратегии
- 4.2. Управление жизненным циклом товара
- 4.3. Разработка новых товаров
- 4.4. Управление торговыми марками
- Выгоды марочной продукции для фирм-производителей и продавцов
- Выгоды марочной продукции для покупателей
- Регистрация товарного знака
- 4.5. Маркетинг услуг
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Тема 5.1. Маркетинговые стратегии цен.
- Тема 5.2. Первоначальное установление цены на товар.
- Тема 5.3. Адаптация цены.
- 5.1. Маркетинговые стратегии цен
- 5.2. Первоначальное установление цены на товар
- Факторы, влияющие на чувствительность к цене
- Эластичность спроса по отношению к ценам
- Оценка издержек
- Изменения издержек при различных уровнях производительности
- Изменения издержек как функция дифференцированных рыночных предложений
- Калькуляция плановой себестоимости
- 5.3. Адаптация цены
- Ценообразование по географическому признаку
- Назначение цен со скидками и зачетами
- Ценообразование и продвижение товаров
- Дискриминационные цены
- Ценообразование в рамках товар-микса
- Реакция на изменение цен конкурентов и потребителей.
- Ответная реакция на изменение цен конкурентами
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Тема 6.1. Система и каналы распределения.
- Тема 6.2. Формирование системы сбыта.
- Тема 6.3. Маркетинговая логистика.
- 6.1. Система и каналы распределения
- Функции канала распределения
- Анализ требований потребителей к услугам в каналах
- Цели участников канала распределения и его границы
- Выбор типа посредников
- Выбор числа посредников (вида распределения)
- Отношения участников канала распределения.
- Оценка различных вариантов каналов распределения.
- 6.2. Формирование системы сбыта
- Торговые квоты (нормы продаж)
- Оценка деятельности службы сбыта
- 6.3. Маркетинговая логистика
- Обработка заказов
- Складирование
- Объем запасов
- Транспортировка
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- 7.1. Разработка маркетинговых коммуникаций
- Определение целевой контактной аудитории
- Определение коммуникационных целей
- Обращение к контактной аудитории
- Создание обращения
- Выбор каналов коммуникации
- Бюджет и инструменты продвижения
- Учет предыдущих усилий по продвижению
- Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями
- 7.2. Реклама и ее эффективность
- Расходы на рекламу
- Распределение средств информации по времени
- Выбор средств рекламы по географическому признаку
- 7.3. Стимулирование сбыта и pr
- Программа стимулирования сбыта
- Реализация программы стимулирования сбыта и контроль за ней
- Оценка результатов программы стимулирования сбыта
- 7.4. Сетевой маркетинг в интернете
- Internet
- Онлайновые маркетинговые каналы
- Маркетинговые исследования в Интернете
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Тема 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии.
- Тема 8.2. Контроль маркетинговой деятельности.
- 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии
- Способы организации подразделения маркетинга
- Алгоритм создания маркетингоориентированной компании
- 8.2. Контроль маркетинговой деятельности
- Раздел 9. Международный маркетинг
- Товарная стратегия
- Планирование экспортной упаковки
- Торговая марка
- Послепродажное обслуживание
- Разработка нового товара
- Модификация товара
- Варианты модификации
- Прекращение производства товара
- Теория жизненного цикла международного продукта
- Жизненный цикл глобального продукта
- Сбытовая стратегия
- Ценовая стратегия
- Конкурентные стратегии ценообразования в международном маркетинге
- Заключение
- 3.3. Глоссарий (краткий словарь терминов)
- 3.4. Методические указания к выполнению лабораторных работ
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий
- Практическое занятие № 1 Базовые понятия, концепции, типы и виды маркетинга
- Практическое занятие № 2 Конкурентные рыночные стратегии и сегментирование рынка
- Практическое занятие № 3 Маркетинговые исследования
- Практическое занятие № 4 Товар в системе маркетинга и его жизненный цикл
- Практическое занятие № 5 Выбор ценовой стратегии
- Вероятностная оценка ситуации для расчета конкурсной цены
- Практическое занятие № 6 Организация сбытовой деятельности
- Практическое занятие № 7 Стратегии коммуникативной деятельности
- 7.1. Кейс
- Практическое занятие № 8 Реклама и ее эффективность
- Характеристика средств рекламы
- Практическое занятие № 9 Организация службы маркетинга и ее контроль
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 4.2. Задание на курсовую работу и методические указания к ее выполнению
- 4.2.1. Задание на курсовую работу
- 4.2.1.1. Общие положения
- 4.2.1.2. Выбор темы курсовой работы
- 4.2.1.3 Примерная тематика курсовых работ
- 4.2.2. Методические указания к выполнению курсовой работы
- 4.2.2.2. Оформление курсовой работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 4.3.2. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4.3.2.1. Оформление контрольной работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 2. Маркетинговую стратегию нужно изменять:
- 6. Максимальная цена на товар определяется:
- 8. Суть эксклюзивного распределения товара заключается в том, что:
- 3. Суть географической организации подразделения маркетинга состоит в том, что:
- 4. Суть организации подразделения маркетинга по товарам и маркам состоит в том, что:
- 7. В маркетинговый план включается ……………разделов:
- 4.5. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине «Маркетинг»
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5