1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга
Практика маркетинговой деятельности выработала множество правил и рекомендаций, позволяющих добиваться рыночного успеха в условиях конкурентной борьбы. Наиболее общие и важные из них выступают в качестве концептуальных положений, называемых принципами маркетинга.
Принципы маркетинга — это основополагающие положения, которые лежат в основе маркетинговой деятельности, раскрывающие его сущность и назначение.
Принято выделять следующие основные принципы маркетинга:
1) производить и продавать только то, что нужно целевому потребителю сегодня и в перспективе;
2) выходить на рынок не с предложением товаров, а со средствами решения проблем потребителей;
3) организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;
4) концентрировать усилия на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности фирмы;
5) использовать программно-целевой метод для достижения поставленных целей, то есть формировать маркетинговые планы и программы на основе комплексного сочетания маркетинговых средств и инструментов;
6) применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара от производителя к потребителю;
7) ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу.
В литературе и на практике по отношению к маркетингу используют термин «функция». Понятие «функция маркетинга» может рассматриваться на трех иерархических уровнях: по отношению к предприятию в целом (маркетинг как функция предпринимательства в целом); по отношению к конкретному направлению деятельности специалистов в области маркетинга (функция маркетинговой деятельности); по отношению к конкретному маркетинговому мероприятию (подфункция маркетинга).
1) Маркетинг как функция предпринимательства (наряду с производственной, кадровой и др.) обеспечивает эффективную организацию и осуществление процесса обмена ценностями между предприятием и потребителями, клиентами, партнерами.
2) Функция маркетинговой деятельности (или «функция маркетинга») обозначает определенную сторону деятельности службы маркетинга предприятия.
Выделяют 6 основных функций маркетинга:
Маркетинговые исследования;
Планирование товарной политики;
Организация сбыта и распределения;
Организация маркетинговых коммуникаций;
Ценообразование;
Управление маркетингом.
Каждая функция маркетинга включает определенные подфункции.
Подфункция маркетинга – это отдельно взятое маркетинговое мероприятие. Например, такая функция маркетинга, как «маркетинговые исследования», может включать следующие подфункции: исследование рынков сбыта, исследование рынка капитала, исследование товара, упаковки; функция «ценообразование» может включать анализ цен конкурентов, прогнозирование цен на новую продукцию и т. д.
На разных этапах эволюции маркетинга в зависимости от сфер и технологий его применения, характера рыночного спроса и других факторов сформировались различные разновидности маркетинга.
Основными являются три вида маркетинга, характеризующие три стратегии завоевания рынков:
Недифференцированный маркетинг (наиболее ранний и «примитивный» вид маркетинга) не предусматривает деления рынка на сегменты. Компания пренебрегает различиями в предпочтениях неоднородных групп потребителей и выходит на рынок данного товара с одним и тем же предложением, с одной и той же маркетинговой программой. Усилия сосредоточиваются на общих потребностях покупателей, а не на их различиях. Такой вид маркетинга также называется массовым.
Дифференцированный маркетинг как результат применения сегментации рынков, то есть разделения рынка на целевые группы потребителей. Стратегия дифференцированного маркетинга предусматривает освоение компанией нескольких сегментов рынка, для каждого из которых разрабатывается отдельная маркетинговая программа.
Концентрированный маркетинг предполагает углубление целевого характера маркетинговой деятельности за счет концентрации сил не на всех рыночных сегментах, а на каком-то одном – главном для фирмы. В качестве главного обычно выступает наименее изученный и охваченный конкурентами сегмент («белое пятно»), обладающий хорошей покупательной способностью.
Помимо представленных выше трех видов маркетинга выделяют несколько типов маркетинга в зависимости от состояния спроса.
Конверсионный маркетинг осуществляют при отрицательном спросе на рынке, когда значительная часть потребителей «не любит» продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования. Целью данного типа маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к какому-либо продукту на положительное. Конверсионный маркетинг применяется табачными компаниями.
Стимулирующий маркетинг используют при отсутствии спроса. Его задачей являются разработка и проведение маркетинговых мероприятий, нацеленных на развитие интереса у потребителей к конкретному предложению на важнейших сегментах рынка.
Развивающий маркетинг применяют в условиях скрытого спроса. Скрытый спрос – это потенциально существующий, но еще не проявленный рыночный спрос. Задачами данного типа маркетинга являются оценка размера потенциального рынка и разработка эффективных продуктов, способных превратить потенциальный спрос в реальный.
Ремаркетинг используется в случае падения спроса. Его задачей является восстановление спроса путем проникновения на новые рынки, в новые сегменты; изменения свойств товара с целью удовлетворения новых потребностей покупателей.
Синхромаркетинг может быть применен при наличии сезонных, ежедневных или часовых колебаний спроса. Его задачей является сглаживание спроса с помощью стратегии гибких цен, перехода на другие сегменты рынка, поиска индивидуальных методов продвижения и стимулирования товаров.
Поддерживающий маркетинг используется, когда фирма удовлетворена результатами сбытовой деятельности, ее объемами и качественными показателями. В таких случаях отмечают наличие полноценного спроса, и задачей этого типа маркетинга является поддержание спроса с учетом текущих изменений предпочтений потребителей и конкурентной среды на рынке.
Демаркетинг – это тип маркетинга, который применяется в условиях чрезмерного спроса на товар фирмы для его временного снижения.
Социальный маркетинг заключается в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенными социальными группами неких социальных идей, ценностей или практических действий. Если маркетинг используется с целью ликвидации или уменьшения спроса на товары, потребление которых противоречит общественным нормам (например, алкоголь, наркотики), его называют противодействующим. Спрос на такие товары называют иррациональным. Социальным и противодействующим маркетингом обычно занимаются общественные организации и государство.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные принципы маркетинга.
2. Охарактеризуйте основные функции маркетинга.
3. В чем отличие дифференцированного маркетинга от концентрированного?
4. Дайте характеристику недифференцированному маркетингу.
5. Охарактеризуйте основные типы маркетинга в зависимости от спроса.
- Маркетинг
- Маркетинг
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины по гос
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.3. Перечень видов практических занятий и контроля
- 2. Рабочие учебные материалы
- 2.1. Рабочая программа Введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- Заключение
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.3. Структурно-логическая схема дисциплины
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Раздел 9. Международный маркетинг
- 2.4. Временной график изучения дисциплины при использовании информационно-коммуникационных технологий
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 080507.65
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно-рейтинговая система оценки знаний
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.1. Библиографический список
- 3.2. Опорный конспект введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- Тема 1.1. Сущность и эволюция маркетинга.
- Тема 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга.
- Тема 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий.
- 1.1. Сущность и эволюция маркетинга
- 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга
- 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий
- Раздел 2. Рынки и маркетинговые стратегии
- 2.1. Типология рынков
- 2.2. Конкурентные рыночные стратегии фирмы
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- Маркетинг сегмента
- Оценка сегментов рынка
- Выбор сегментов
- 2.4. Дифференцирование и позиционирование товара
- Типичные ошибки позиционирования
- Раздел 3. Маркетинговая информационная система
- 3.1. Маркетинговые исследования
- Виды маркетинговых исследований
- 1. Статистические методы
- 2. Модели
- 3. Методы оптимизации
- 3.2. Маркетинговое прогнозирование
- Методы регрессионного анализа
- Потенциал рынка региона
- Объем продаж в отрасли и доля рынка компании
- Методы оценки будущего спроса
- 3.3. Анализ маркетинговой среды
- Анализ рынка сбыта предприятия
- Swot- анализ внутренней и внешней среды фирмы
- Матрица swot-анализа
- Анализ отрасли и анализ конкурентов
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- 1. Культурные факторы
- 2. Социальные факторы
- 3. Личностные факторы
- 4. Психологические факторы
- Раздел 4. Товарная политика в маркетинге
- 4.1. Товар в системе маркетинга Характеристики товара:
- Качество товара
- Классификация товаров и ассортимент
- Классификация товаров по целевому назначению
- Товар-микс
- Товарные стратегии
- 4.2. Управление жизненным циклом товара
- 4.3. Разработка новых товаров
- 4.4. Управление торговыми марками
- Выгоды марочной продукции для фирм-производителей и продавцов
- Выгоды марочной продукции для покупателей
- Регистрация товарного знака
- 4.5. Маркетинг услуг
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Тема 5.1. Маркетинговые стратегии цен.
- Тема 5.2. Первоначальное установление цены на товар.
- Тема 5.3. Адаптация цены.
- 5.1. Маркетинговые стратегии цен
- 5.2. Первоначальное установление цены на товар
- Факторы, влияющие на чувствительность к цене
- Эластичность спроса по отношению к ценам
- Оценка издержек
- Изменения издержек при различных уровнях производительности
- Изменения издержек как функция дифференцированных рыночных предложений
- Калькуляция плановой себестоимости
- 5.3. Адаптация цены
- Ценообразование по географическому признаку
- Назначение цен со скидками и зачетами
- Ценообразование и продвижение товаров
- Дискриминационные цены
- Ценообразование в рамках товар-микса
- Реакция на изменение цен конкурентов и потребителей.
- Ответная реакция на изменение цен конкурентами
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Тема 6.1. Система и каналы распределения.
- Тема 6.2. Формирование системы сбыта.
- Тема 6.3. Маркетинговая логистика.
- 6.1. Система и каналы распределения
- Функции канала распределения
- Анализ требований потребителей к услугам в каналах
- Цели участников канала распределения и его границы
- Выбор типа посредников
- Выбор числа посредников (вида распределения)
- Отношения участников канала распределения.
- Оценка различных вариантов каналов распределения.
- 6.2. Формирование системы сбыта
- Торговые квоты (нормы продаж)
- Оценка деятельности службы сбыта
- 6.3. Маркетинговая логистика
- Обработка заказов
- Складирование
- Объем запасов
- Транспортировка
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- 7.1. Разработка маркетинговых коммуникаций
- Определение целевой контактной аудитории
- Определение коммуникационных целей
- Обращение к контактной аудитории
- Создание обращения
- Выбор каналов коммуникации
- Бюджет и инструменты продвижения
- Учет предыдущих усилий по продвижению
- Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями
- 7.2. Реклама и ее эффективность
- Расходы на рекламу
- Распределение средств информации по времени
- Выбор средств рекламы по географическому признаку
- 7.3. Стимулирование сбыта и pr
- Программа стимулирования сбыта
- Реализация программы стимулирования сбыта и контроль за ней
- Оценка результатов программы стимулирования сбыта
- 7.4. Сетевой маркетинг в интернете
- Internet
- Онлайновые маркетинговые каналы
- Маркетинговые исследования в Интернете
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Тема 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии.
- Тема 8.2. Контроль маркетинговой деятельности.
- 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии
- Способы организации подразделения маркетинга
- Алгоритм создания маркетингоориентированной компании
- 8.2. Контроль маркетинговой деятельности
- Раздел 9. Международный маркетинг
- Товарная стратегия
- Планирование экспортной упаковки
- Торговая марка
- Послепродажное обслуживание
- Разработка нового товара
- Модификация товара
- Варианты модификации
- Прекращение производства товара
- Теория жизненного цикла международного продукта
- Жизненный цикл глобального продукта
- Сбытовая стратегия
- Ценовая стратегия
- Конкурентные стратегии ценообразования в международном маркетинге
- Заключение
- 3.3. Глоссарий (краткий словарь терминов)
- 3.4. Методические указания к выполнению лабораторных работ
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий
- Практическое занятие № 1 Базовые понятия, концепции, типы и виды маркетинга
- Практическое занятие № 2 Конкурентные рыночные стратегии и сегментирование рынка
- Практическое занятие № 3 Маркетинговые исследования
- Практическое занятие № 4 Товар в системе маркетинга и его жизненный цикл
- Практическое занятие № 5 Выбор ценовой стратегии
- Вероятностная оценка ситуации для расчета конкурсной цены
- Практическое занятие № 6 Организация сбытовой деятельности
- Практическое занятие № 7 Стратегии коммуникативной деятельности
- 7.1. Кейс
- Практическое занятие № 8 Реклама и ее эффективность
- Характеристика средств рекламы
- Практическое занятие № 9 Организация службы маркетинга и ее контроль
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 4.2. Задание на курсовую работу и методические указания к ее выполнению
- 4.2.1. Задание на курсовую работу
- 4.2.1.1. Общие положения
- 4.2.1.2. Выбор темы курсовой работы
- 4.2.1.3 Примерная тематика курсовых работ
- 4.2.2. Методические указания к выполнению курсовой работы
- 4.2.2.2. Оформление курсовой работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 4.3.2. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4.3.2.1. Оформление контрольной работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 2. Маркетинговую стратегию нужно изменять:
- 6. Максимальная цена на товар определяется:
- 8. Суть эксклюзивного распределения товара заключается в том, что:
- 3. Суть географической организации подразделения маркетинга состоит в том, что:
- 4. Суть организации подразделения маркетинга по товарам и маркам состоит в том, что:
- 7. В маркетинговый план включается ……………разделов:
- 4.5. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине «Маркетинг»
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5