4.2. Управление жизненным циклом товара
Под товаром понимают все то, что может быть предложено на рынке для удовлетворения потребностей или желаний потенциальных покупателей.
Изменяющийся уровень потребности в каком-либо товаре описывается с помощью кривой жизненного цикла спроса (ЖЦС), а также кривой жизненного цикла товара (ЖЦТ).
Говоря о ЖЦТ, имеется в виду следующее:
• Срок жизни любого товара ограничен.
• Товар в процессе своей рыночной «жизни» проходит несколько этапов, каждый из которых открывает перед продавцом определенные возможности и ставит свои проблемы.
• На разных этапах ЖЦТ прибыль, которую приносит товар, изменяется.
• Каждый этап ЖЦТ требует особого подхода к разработке маркетинговой, финансовой, производственной и сбытовой стратегий.
ЖЦТ характеризуется изменением объемов продаж и получаемой прибыли во времени, графически представляемом в виде кривой, по форме напоминающей колокол (рис. 4.4.).
На кривой ЖЦТ выделяют четыре этапа: внедрение, рост, зрелость и спад.
• Внедрение — период медленного увеличения объема продаж в момент, когда товар только поступает на рынок и завоевывает покупателей. В связи с большими затратами компании во время внедрения товара, прибыль на этом этапе отсутствует.
• Рост — период быстрого признания товара потребителями и значительного увеличения прибыли.
Рис. 4.4. Изменение объема продаж и прибыли на протяжении ЖЦТ
• Зрелость — период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает снижаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.
• Спад — период снижения объема продаж и уменьшения прибыли.
Не все товары имеют жизненный цикл, описываемый кривой, по форме напоминающей колокол. Было выявлено более 10 различных форм кривых ЖЦТ. Три наиболее часто встречающиеся формы представлены на рис. 4.5.
На рис. 4.5,а показана кривая «рост—резкое падение—зрелость», характерная для жизненного цикла бытовых приборов.
Кривая «с повторным циклом» (рис. 4.5,б) характерна для новых лекарств.
Еще одна разновидность кривой ЖЦТ — «гребешковая» кривая (рис. 4.5,в), состоящая из последовательного ряда циклов, возникновение которых обусловлено открытием новых характеристик товара, способов его использования или появлением новых потребителей.
а) Кривая рост— резкое падение — зрелость а) Кривая рост— резкое падение — зрелость
Рис. 4.5. Наиболее распространенные кривые ЖЦТ
Рассмотрим этапы ЖЦТ и используемые на каждом из них маркетинговые стратегии.
1. Этап внедрения на рынок
На этапе внедрения нового товара на рынок руководители службы маркетинга могут задать очень высокий или, наоборот, очень низкий уровень каждой из переменных маркетинг-микса «4Р» (цена, продвижение, распределение, качество товара).
Если рассматривать только ценообразование и продвижение товара, то руководители фирм используют одну из трех основных стратегий:
- стратегию быстрого «снятия сливок с рынка»;
- стратегию быстрого проникновения на рынок;
- стратегию медленного проникновения на рынок.
2. Этап роста
Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к нескольким стратегиям:
улучшить качество товара, придать ему новые свойства, тем самым укрепить его положение на рынке;
выпустить новые модели и модификации, а также расширить номенклатуру ожидаемых характеристик товара, чтобы защитить основной товар;
выйти на новые сегменты рынка;
расширить действующие каналы сбыта и найти новые;
в рекламе перейти от осведомления потребителей к стимулированию предпочтения;
снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых уровень цены является доминирующим фактором приобретения товара.
3. Этап зрелости
На этапе зрелости некоторые компании отказываются от производства товаров, пользующихся наименьшим спросом у потребителей, предпочитая направить ресурсы на производство наиболее прибыльных, а также новых товаров.
Модификация рынка
Компания может увеличить число покупателей «зрелых» марок товаров, оперируя двумя факторами, которые непосредственно влияют на объем продаж:
Обычно выделяют три способа увеличения числа потребителей марки:
1. Завоевать доверие потребителей, не пользующихся товаром;
2. Выйти на новые сегменты рынка;
3. Переманить на свою сторону клиентов компаний-конкурентов.
Модификация продукта
Фирма может стимулировать рост объемов продаж путем изменений качества, отдельных свойств и внешнего оформления товара:
а) стратегия повышения качества;
б) стратегия улучшения свойств;
в) стратегия улучшения внешнего оформления.
Модификация маркетинг-микса
Основная проблема модификации маркетинг-микса, особенно в отношении снижения цен и предоставления дополнительных услуг, состоит в том, что ее легко воспроизводят конкуренты. В этом случае компания не получит ожидаемой прибыли (как и ее конкуренты), поскольку их маркетинговые усилия будут направлены в основном на борьбу друг с другом.
4. Этап спада
Успешное управление «стареющими» товарами требует от компании решения ряда задач.
Выявление «стареющих» товаров
Первая задача — разработка системы выявления товаров, вступивших в стадию спада. Чтобы решить эту задачу, многие компании создают группы по анализу рентабельности товара, в которые входят специалисты, занятые в области маркетинга, исследований и разработок, производства и финансов.
Выбор стратегии маркетинга
Некоторые компании раньше других покидают рынок товаров, жизненный цикл которых находится на стадии спада.
Изучая поведение компаний, выпускающих “стареющий” товар, специалисты сформулировали пять стратегий поведения фирмы на данном этапе:
- увеличение инвестиций с целью укрепления позиций на рынке;
- сохранение определенного уровня капиталовложений;
- избирательное сокращение инвестиций, отказ от обслуживания групп менее выгодных потребителей и одновременное увеличение капиталовложений в прибыльные ниши;
- отказ от инвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств;
- отказ от производства товаров и продажа освободившихся основных средств с наибольшей выгодой.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимают под жизненным циклом товара?
2. Назовите особенности ЖЦТ для моды, стиля и фетишей.
3. Какие этапы проходит товар в своем развитии?
4. Какие стратегии используются на каждом этапе жизненного цикла товара?
- Маркетинг
- Маркетинг
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины по гос
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.3. Перечень видов практических занятий и контроля
- 2. Рабочие учебные материалы
- 2.1. Рабочая программа Введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- Заключение
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.3. Структурно-логическая схема дисциплины
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Раздел 9. Международный маркетинг
- 2.4. Временной график изучения дисциплины при использовании информационно-коммуникационных технологий
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 080507.65
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно-рейтинговая система оценки знаний
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.1. Библиографический список
- 3.2. Опорный конспект введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- Тема 1.1. Сущность и эволюция маркетинга.
- Тема 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга.
- Тема 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий.
- 1.1. Сущность и эволюция маркетинга
- 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга
- 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий
- Раздел 2. Рынки и маркетинговые стратегии
- 2.1. Типология рынков
- 2.2. Конкурентные рыночные стратегии фирмы
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- Маркетинг сегмента
- Оценка сегментов рынка
- Выбор сегментов
- 2.4. Дифференцирование и позиционирование товара
- Типичные ошибки позиционирования
- Раздел 3. Маркетинговая информационная система
- 3.1. Маркетинговые исследования
- Виды маркетинговых исследований
- 1. Статистические методы
- 2. Модели
- 3. Методы оптимизации
- 3.2. Маркетинговое прогнозирование
- Методы регрессионного анализа
- Потенциал рынка региона
- Объем продаж в отрасли и доля рынка компании
- Методы оценки будущего спроса
- 3.3. Анализ маркетинговой среды
- Анализ рынка сбыта предприятия
- Swot- анализ внутренней и внешней среды фирмы
- Матрица swot-анализа
- Анализ отрасли и анализ конкурентов
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- 1. Культурные факторы
- 2. Социальные факторы
- 3. Личностные факторы
- 4. Психологические факторы
- Раздел 4. Товарная политика в маркетинге
- 4.1. Товар в системе маркетинга Характеристики товара:
- Качество товара
- Классификация товаров и ассортимент
- Классификация товаров по целевому назначению
- Товар-микс
- Товарные стратегии
- 4.2. Управление жизненным циклом товара
- 4.3. Разработка новых товаров
- 4.4. Управление торговыми марками
- Выгоды марочной продукции для фирм-производителей и продавцов
- Выгоды марочной продукции для покупателей
- Регистрация товарного знака
- 4.5. Маркетинг услуг
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Тема 5.1. Маркетинговые стратегии цен.
- Тема 5.2. Первоначальное установление цены на товар.
- Тема 5.3. Адаптация цены.
- 5.1. Маркетинговые стратегии цен
- 5.2. Первоначальное установление цены на товар
- Факторы, влияющие на чувствительность к цене
- Эластичность спроса по отношению к ценам
- Оценка издержек
- Изменения издержек при различных уровнях производительности
- Изменения издержек как функция дифференцированных рыночных предложений
- Калькуляция плановой себестоимости
- 5.3. Адаптация цены
- Ценообразование по географическому признаку
- Назначение цен со скидками и зачетами
- Ценообразование и продвижение товаров
- Дискриминационные цены
- Ценообразование в рамках товар-микса
- Реакция на изменение цен конкурентов и потребителей.
- Ответная реакция на изменение цен конкурентами
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Тема 6.1. Система и каналы распределения.
- Тема 6.2. Формирование системы сбыта.
- Тема 6.3. Маркетинговая логистика.
- 6.1. Система и каналы распределения
- Функции канала распределения
- Анализ требований потребителей к услугам в каналах
- Цели участников канала распределения и его границы
- Выбор типа посредников
- Выбор числа посредников (вида распределения)
- Отношения участников канала распределения.
- Оценка различных вариантов каналов распределения.
- 6.2. Формирование системы сбыта
- Торговые квоты (нормы продаж)
- Оценка деятельности службы сбыта
- 6.3. Маркетинговая логистика
- Обработка заказов
- Складирование
- Объем запасов
- Транспортировка
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- 7.1. Разработка маркетинговых коммуникаций
- Определение целевой контактной аудитории
- Определение коммуникационных целей
- Обращение к контактной аудитории
- Создание обращения
- Выбор каналов коммуникации
- Бюджет и инструменты продвижения
- Учет предыдущих усилий по продвижению
- Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями
- 7.2. Реклама и ее эффективность
- Расходы на рекламу
- Распределение средств информации по времени
- Выбор средств рекламы по географическому признаку
- 7.3. Стимулирование сбыта и pr
- Программа стимулирования сбыта
- Реализация программы стимулирования сбыта и контроль за ней
- Оценка результатов программы стимулирования сбыта
- 7.4. Сетевой маркетинг в интернете
- Internet
- Онлайновые маркетинговые каналы
- Маркетинговые исследования в Интернете
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Тема 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии.
- Тема 8.2. Контроль маркетинговой деятельности.
- 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии
- Способы организации подразделения маркетинга
- Алгоритм создания маркетингоориентированной компании
- 8.2. Контроль маркетинговой деятельности
- Раздел 9. Международный маркетинг
- Товарная стратегия
- Планирование экспортной упаковки
- Торговая марка
- Послепродажное обслуживание
- Разработка нового товара
- Модификация товара
- Варианты модификации
- Прекращение производства товара
- Теория жизненного цикла международного продукта
- Жизненный цикл глобального продукта
- Сбытовая стратегия
- Ценовая стратегия
- Конкурентные стратегии ценообразования в международном маркетинге
- Заключение
- 3.3. Глоссарий (краткий словарь терминов)
- 3.4. Методические указания к выполнению лабораторных работ
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий
- Практическое занятие № 1 Базовые понятия, концепции, типы и виды маркетинга
- Практическое занятие № 2 Конкурентные рыночные стратегии и сегментирование рынка
- Практическое занятие № 3 Маркетинговые исследования
- Практическое занятие № 4 Товар в системе маркетинга и его жизненный цикл
- Практическое занятие № 5 Выбор ценовой стратегии
- Вероятностная оценка ситуации для расчета конкурсной цены
- Практическое занятие № 6 Организация сбытовой деятельности
- Практическое занятие № 7 Стратегии коммуникативной деятельности
- 7.1. Кейс
- Практическое занятие № 8 Реклама и ее эффективность
- Характеристика средств рекламы
- Практическое занятие № 9 Организация службы маркетинга и ее контроль
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 4.2. Задание на курсовую работу и методические указания к ее выполнению
- 4.2.1. Задание на курсовую работу
- 4.2.1.1. Общие положения
- 4.2.1.2. Выбор темы курсовой работы
- 4.2.1.3 Примерная тематика курсовых работ
- 4.2.2. Методические указания к выполнению курсовой работы
- 4.2.2.2. Оформление курсовой работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 4.3.2. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4.3.2.1. Оформление контрольной работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 2. Маркетинговую стратегию нужно изменять:
- 6. Максимальная цена на товар определяется:
- 8. Суть эксклюзивного распределения товара заключается в том, что:
- 3. Суть географической организации подразделения маркетинга состоит в том, что:
- 4. Суть организации подразделения маркетинга по товарам и маркам состоит в том, что:
- 7. В маркетинговый план включается ……………разделов:
- 4.5. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине «Маркетинг»
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5