2.4. Дифференцирование и позиционирование товара
Дифференцирование — это процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров-конкурентов.
Возможности дифференцирования зависят от каждой конкретной отрасли. Бостонская консультационная группа (БКГ) выделяет четыре типа сфер деятельности (отраслей), различающихся по количеству и величине возможных конкурентных преимуществ:
Объемная отрасль. В такой отрасли компания может достичь небольшого числа значительных конкурентных преимуществ.
Ограниченная отрасль. Потенциальные возможности получения конкурентного преимущества ограниченны и незначительны.
Фрагментированная отрасль. Компании обладают широкими возможностями по дифференцированию продукции, но оказываются не в силах добиться решающего преимущества перед конкурентами.
Специализированная отрасль. В специализированной отрасли компании дифференцируют продукцию различными способами, каждый из которых может привести к серьезному выигрышу.
Компания дифференцирует свой товар по отношению к продукции фирм-конкурентов по пяти направлениям дифференциации: по продукту, по услугам, по персоналу, по каналам распределения и по имиджу:
А) Дифференцирование продукции
Дополнительные возможности — это характеристики, расширяющие основную функцию продукта. Компания может разрабатывать новые версии товара, просто добавляя дополнительные возможности.
К основным показателям дифференцирования относятся:
- уровень конформности;
- долговечность;
- надежность;
- ремонтопригодность;
- стилистическое решение товара;
- дизайн.
По мере обострения конкуренции возрастает роль дизайна как наиболее перспективного способа дифференцирования и позиционирования продукции или услуг компании. Дизайн особенно важен в производстве и при осуществлении маркетинга предметов длительного пользования, предметов одежды, для товаров в упаковке и в услугах розничной торговли.
Б) Дифференцирование услуг
Когда дифференцирование физического продукта затруднено, ключом к успеху в конкурентной борьбе часто становится увеличение количества и качества сопровождающих его услуг.
Главные переменные дифференцирования услуг:
- простота оформления заказа;
- доставка;
- установка;
- обучение потребителей;
- консультирование потребителей;
- обслуживание и ремонт;
- дополнительные услуги;
- дифференцирование персонала.
В) Дифференцирование каналов распределения
Компании могут использовать для дифференцирования свои каналы распределения, охватываемые ими территории, эффективность и профессионализм сотрудников на местах.
Г) Дифференцирование имиджа
Даже в тех случаях, когда конкурирующие товары выглядят примерно одинаково, покупатели по-разному реагируют на имидж компании или торговой марки. Сильный имидж включает один или более символов, которые ассоциируются в сознании потребителей с компанией или торговой маркой.
Выбранные символы должны использоваться в рекламе, которая призвана подчеркнуть особенности компании или торговой марки. Рекламное обращение должно быть продублировано в различных публикациях. Компания должна помещать свой логотип на наружной рекламе и на визитных карточках сотрудников.
Одной из основных задач любой компании является превращение недифференцированного продукта в дифференцированное предложение.
Компания должна осторожно выбирать направления дифференцирования в соответствии со следующими критериями:
Важность. Отличие привлекательно для большого количества покупателей.
Неповторимость. Отличие либо не используется конкурентами, либо предлагается компанией в другом виде.
Превосходство. Отличие превосходит другие способы получения тех же благ.
Доступность. Отличие доступно и ощутимо для потребителей.
Преимущество первого хода. Отличие не может быть легко скопировано конкурентами.
Приемлемость. Покупатель способен оплатить данное отличие товара.
Рентабельность. Компании выгодно использовать данное отличие.
После того, как произведено сегментирование, необходимо обеспечить товару абсолютное отличие и узнаваемость, т. е. произвести позиционирование, понимаемое как определение позиции товара среди конкурентов и придание ему определенного имиджа на целевом сегменте.
Позиция товара на рынке складывается из трех составляющих:
- во-первых, это выбор атрибута позиционирования, т. е. некоторой полезности товара для клиента, которая может стать эмоциональной причиной его покупки именно в данной фирме;
- во-вторых, позиционирование осуществляется для выбранного целевого рынка, так как для разных аудиторий наиболее привлекательные атрибуты позиционирования будут разными;
- в-третьих, позиционирование должно учитывать позицию конкурентов, которые предлагают товары для того же целевого рынка.
Все три составляющие позиции следует свести в одну лаконичную фразу, где упоминается ключевое преимущество, двумя-тремя яркими образами охарактеризован целевой рынок, а также обозначена категория, в которой товар конкурирует.
Основные принципы позиционирования можно сформулировать следующим образом:
1. Быть последовательным, используя выбранную позицию, придерживаясь однажды выбранного направления, не менять позицию в течение длительного времени;
2. Ежедневно люди воспринимают огромное количество информации — письменной и устной. При таком наплыве очень важно, чтобы позиция фирмы преподносилась клиентам доступно и просто, но в то же время выразительно и своеобразно;
3. Все составляющие бизнеса, включая решения об ассортименте предлагаемых товаров и услуг, об обслуживающем клиентов персонале, о способах рекламы, способах распределения, должны последовательно выражать выбранную позицию.
Выделяют 7 направлений позиционирования:
- позиционирование по атрибуту;
- позиционирование по преимуществу;
- позиционирование по использованию;
- позиционирование по потребителю;
- позиционирование по конкуренту;
- позиционирование по категории продукта;
- позиционирование по соотношению цена-качество.
- Маркетинг
- Маркетинг
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины по гос
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.3. Перечень видов практических занятий и контроля
- 2. Рабочие учебные материалы
- 2.1. Рабочая программа Введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- Заключение
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения (специальность 080507.65)
- 2.3. Структурно-логическая схема дисциплины
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Раздел 9. Международный маркетинг
- 2.4. Временной график изучения дисциплины при использовании информационно-коммуникационных технологий
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 080507.65
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно-рейтинговая система оценки знаний
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.1. Библиографический список
- 3.2. Опорный конспект введение
- Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
- Тема 1.1. Сущность и эволюция маркетинга.
- Тема 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга.
- Тема 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий.
- 1.1. Сущность и эволюция маркетинга
- 1.2. Принципы, функции, виды и типы маркетинга
- 1.3. Терминология маркетинга и маркетинговый инструментарий
- Раздел 2. Рынки и маркетинговые стратегии
- 2.1. Типология рынков
- 2.2. Конкурентные рыночные стратегии фирмы
- 2.3. Сегментация и выбор целевых рынков
- Маркетинг сегмента
- Оценка сегментов рынка
- Выбор сегментов
- 2.4. Дифференцирование и позиционирование товара
- Типичные ошибки позиционирования
- Раздел 3. Маркетинговая информационная система
- 3.1. Маркетинговые исследования
- Виды маркетинговых исследований
- 1. Статистические методы
- 2. Модели
- 3. Методы оптимизации
- 3.2. Маркетинговое прогнозирование
- Методы регрессионного анализа
- Потенциал рынка региона
- Объем продаж в отрасли и доля рынка компании
- Методы оценки будущего спроса
- 3.3. Анализ маркетинговой среды
- Анализ рынка сбыта предприятия
- Swot- анализ внутренней и внешней среды фирмы
- Матрица swot-анализа
- Анализ отрасли и анализ конкурентов
- 3.4. Анализ покупательского поведения
- 1. Культурные факторы
- 2. Социальные факторы
- 3. Личностные факторы
- 4. Психологические факторы
- Раздел 4. Товарная политика в маркетинге
- 4.1. Товар в системе маркетинга Характеристики товара:
- Качество товара
- Классификация товаров и ассортимент
- Классификация товаров по целевому назначению
- Товар-микс
- Товарные стратегии
- 4.2. Управление жизненным циклом товара
- 4.3. Разработка новых товаров
- 4.4. Управление торговыми марками
- Выгоды марочной продукции для фирм-производителей и продавцов
- Выгоды марочной продукции для покупателей
- Регистрация товарного знака
- 4.5. Маркетинг услуг
- Раздел 5. Политика цен в маркетинге
- Тема 5.1. Маркетинговые стратегии цен.
- Тема 5.2. Первоначальное установление цены на товар.
- Тема 5.3. Адаптация цены.
- 5.1. Маркетинговые стратегии цен
- 5.2. Первоначальное установление цены на товар
- Факторы, влияющие на чувствительность к цене
- Эластичность спроса по отношению к ценам
- Оценка издержек
- Изменения издержек при различных уровнях производительности
- Изменения издержек как функция дифференцированных рыночных предложений
- Калькуляция плановой себестоимости
- 5.3. Адаптация цены
- Ценообразование по географическому признаку
- Назначение цен со скидками и зачетами
- Ценообразование и продвижение товаров
- Дискриминационные цены
- Ценообразование в рамках товар-микса
- Реакция на изменение цен конкурентов и потребителей.
- Ответная реакция на изменение цен конкурентами
- Раздел 6. Политика распределения товара
- Тема 6.1. Система и каналы распределения.
- Тема 6.2. Формирование системы сбыта.
- Тема 6.3. Маркетинговая логистика.
- 6.1. Система и каналы распределения
- Функции канала распределения
- Анализ требований потребителей к услугам в каналах
- Цели участников канала распределения и его границы
- Выбор типа посредников
- Выбор числа посредников (вида распределения)
- Отношения участников канала распределения.
- Оценка различных вариантов каналов распределения.
- 6.2. Формирование системы сбыта
- Торговые квоты (нормы продаж)
- Оценка деятельности службы сбыта
- 6.3. Маркетинговая логистика
- Обработка заказов
- Складирование
- Объем запасов
- Транспортировка
- Раздел 7. Коммуникативная политика
- 7.1. Разработка маркетинговых коммуникаций
- Определение целевой контактной аудитории
- Определение коммуникационных целей
- Обращение к контактной аудитории
- Создание обращения
- Выбор каналов коммуникации
- Бюджет и инструменты продвижения
- Учет предыдущих усилий по продвижению
- Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями
- 7.2. Реклама и ее эффективность
- Расходы на рекламу
- Распределение средств информации по времени
- Выбор средств рекламы по географическому признаку
- 7.3. Стимулирование сбыта и pr
- Программа стимулирования сбыта
- Реализация программы стимулирования сбыта и контроль за ней
- Оценка результатов программы стимулирования сбыта
- 7.4. Сетевой маркетинг в интернете
- Internet
- Онлайновые маркетинговые каналы
- Маркетинговые исследования в Интернете
- Раздел 8. Организация маркетинга в компании
- Тема 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии.
- Тема 8.2. Контроль маркетинговой деятельности.
- 8.1. Создание службы маркетинга на предприятии
- Способы организации подразделения маркетинга
- Алгоритм создания маркетингоориентированной компании
- 8.2. Контроль маркетинговой деятельности
- Раздел 9. Международный маркетинг
- Товарная стратегия
- Планирование экспортной упаковки
- Торговая марка
- Послепродажное обслуживание
- Разработка нового товара
- Модификация товара
- Варианты модификации
- Прекращение производства товара
- Теория жизненного цикла международного продукта
- Жизненный цикл глобального продукта
- Сбытовая стратегия
- Ценовая стратегия
- Конкурентные стратегии ценообразования в международном маркетинге
- Заключение
- 3.3. Глоссарий (краткий словарь терминов)
- 3.4. Методические указания к выполнению лабораторных работ
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий
- Практическое занятие № 1 Базовые понятия, концепции, типы и виды маркетинга
- Практическое занятие № 2 Конкурентные рыночные стратегии и сегментирование рынка
- Практическое занятие № 3 Маркетинговые исследования
- Практическое занятие № 4 Товар в системе маркетинга и его жизненный цикл
- Практическое занятие № 5 Выбор ценовой стратегии
- Вероятностная оценка ситуации для расчета конкурсной цены
- Практическое занятие № 6 Организация сбытовой деятельности
- Практическое занятие № 7 Стратегии коммуникативной деятельности
- 7.1. Кейс
- Практическое занятие № 8 Реклама и ее эффективность
- Характеристика средств рекламы
- Практическое занятие № 9 Организация службы маркетинга и ее контроль
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 4.2. Задание на курсовую работу и методические указания к ее выполнению
- 4.2.1. Задание на курсовую работу
- 4.2.1.1. Общие положения
- 4.2.1.2. Выбор темы курсовой работы
- 4.2.1.3 Примерная тематика курсовых работ
- 4.2.2. Методические указания к выполнению курсовой работы
- 4.2.2.2. Оформление курсовой работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 4.3.2. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4.3.2.1. Оформление контрольной работы
- «Северо-западный государственный заочный
- 2. Маркетинговую стратегию нужно изменять:
- 6. Максимальная цена на товар определяется:
- 8. Суть эксклюзивного распределения товара заключается в том, что:
- 3. Суть географической организации подразделения маркетинга состоит в том, что:
- 4. Суть организации подразделения маркетинга по товарам и маркам состоит в том, что:
- 7. В маркетинговый план включается ……………разделов:
- 4.5. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине «Маркетинг»
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5