logo
ГОСЫ-2011

50.Семиологический анализ сообщений массовой коммуникации.

Данная тема, пожалуй, в наибольшей степени указывает на междисциплинарность курса “Социология массовой коммуникации”. Однако, в рамках данной темы не ставится задача изучения семиотики как науки в целом. Особое внимание уделяется характеристикам языка как важной знаковой системы человеческого общества, прежде всего, свойствам типизации субъективных переживаний и опыта, формирования лингвистически обозначенных семантических полей и смысловых зон.

Представляется важным познакомиться с возможностями семиоло­гического анализа сообщений СМК с целью выявления смыслов и значений, содержащихся в этих сообщениях и транслируе­мых на аудитории СМК.

Для прояснения смыслов основных понятий семиотики необходима работа со словарями. В процессе знаком­ства с конкре­тными семиоло­ги­чес­кими исследованиями текстов следует обратить внимание на теоретико-методологические основания семиологического анализа.

Характеристика основных понятий

С точки зрения семиологического подхода внимание сосредотачивается на коммуникации, как явлении, связанном с образованием значения.

СЕМИОТИКА –изучение знаков и как они работают в языке.

СЕМИОЛОГИЯ – наука, которая изучат жизнь знаков внутри общества. Язык служит организацией и конструированием реальности с одной стороны, с другой – обеспечивает доступ к этой реальности.

Знак можно определить как материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это наименьший элемент коммуникации внутри языковой системы. Характеристики знака: означаемое – относится к ментальной концепции, с помощью которой знак что-либо означает и соответственно понимается представителями той или иной культуры; означающее - некоторый материальный носитель, который передает значение. Когда означаемой и означающее находятся в отношениях взаимообусловленности, это очевидное значение знака, иными словами денотация. Коннотация - вторичный порядок означивания. Харктеризует порядок того, как знак вопринимается чувтвами и эмоциями.

Соотношения между знаками могут быть парадигматическими и синтагматическими. Парадигма - пер. «образец, пример», Синтагма - связанное, нечто соединенное.

ДИСКУРС – некоторые единые правила описания предмета сообщения, которые определяются общностью установок индивидов, участвующих в коммуникации. Дискурс характеризует социально-обусловленные типы ценностей или способы мышления, которые выражаются в текстах коммуникации.

Семиология может быть определена как общая теория, исследующая свойства систем знаков, каждому из которых определенным образом придается некоторое значение. Для семиологического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем: (а) синтактика посвящена изучению структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования; (б) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла, основной ее предмет - интерпретация знаков и знаковых сочетаний; (в) прагматика изучает отношение между знаковыми системами и тем, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения

Индексальные знаки обращают внимание на окружение. Символические сообщают не только смысловую инф-ю, но передают экспрессивную.

Процесс формирования значения рассмтр. Бартом с 2-х сторон; взаимодействие знаков в тексте; как культурный и индивидуальный опыт создателя и потребителя текста.

Понятием «Предикации» в контексте исследования текста обозначают выраженные в тексте и обусловленные всем ходом текстовой деятельности созержательно-смысловые связи, в разной мере существенные для реализации основного замысла сообщения. Самостоятельный текст, независимо от величины и затрагиваемой темы, обладает определенной завершенностью, в нем всегда есть нечто главное, второстепенное, третьестепенное.

На основе информативно-целевого анализа текста выявляется коммуникативное намерение автора текста (что подвигло автора написать текст, о чем говориться в этом текста и как говорится в тексте) - это предикация 1-го порядка. Предикация 2-го порядка (это сам текст) включат в себя: тезис, аргументы, описания, фон.

Пример: Предикация 1-го порядка: В статье коммуникативное намерение автора - показать успех, показать то, что ситуация в промышленности улучшилась. Предикация 2-го порядка: тезис - Московские предприятия добились заметных успехов. Аргументы - Прибыль завода в течении года возросла на 60%. Описание - Успех: внедрение нового оборудования и рост выпуска продукции и т.д.