50.Семиологический анализ сообщений массовой коммуникации.
Данная тема, пожалуй, в наибольшей степени указывает на междисциплинарность курса “Социология массовой коммуникации”. Однако, в рамках данной темы не ставится задача изучения семиотики как науки в целом. Особое внимание уделяется характеристикам языка как важной знаковой системы человеческого общества, прежде всего, свойствам типизации субъективных переживаний и опыта, формирования лингвистически обозначенных семантических полей и смысловых зон.
Представляется важным познакомиться с возможностями семиологического анализа сообщений СМК с целью выявления смыслов и значений, содержащихся в этих сообщениях и транслируемых на аудитории СМК.
Для прояснения смыслов основных понятий семиотики необходима работа со словарями. В процессе знакомства с конкретными семиологическими исследованиями текстов следует обратить внимание на теоретико-методологические основания семиологического анализа.
Характеристика основных понятий
С точки зрения семиологического подхода внимание сосредотачивается на коммуникации, как явлении, связанном с образованием значения.
СЕМИОТИКА –изучение знаков и как они работают в языке.
СЕМИОЛОГИЯ – наука, которая изучат жизнь знаков внутри общества. Язык служит организацией и конструированием реальности с одной стороны, с другой – обеспечивает доступ к этой реальности.
Знак можно определить как материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это наименьший элемент коммуникации внутри языковой системы. Характеристики знака: означаемое – относится к ментальной концепции, с помощью которой знак что-либо означает и соответственно понимается представителями той или иной культуры; означающее - некоторый материальный носитель, который передает значение. Когда означаемой и означающее находятся в отношениях взаимообусловленности, это очевидное значение знака, иными словами денотация. Коннотация - вторичный порядок означивания. Харктеризует порядок того, как знак вопринимается чувтвами и эмоциями.
Соотношения между знаками могут быть парадигматическими и синтагматическими. Парадигма - пер. «образец, пример», Синтагма - связанное, нечто соединенное.
ДИСКУРС – некоторые единые правила описания предмета сообщения, которые определяются общностью установок индивидов, участвующих в коммуникации. Дискурс характеризует социально-обусловленные типы ценностей или способы мышления, которые выражаются в текстах коммуникации.
Семиология может быть определена как общая теория, исследующая свойства систем знаков, каждому из которых определенным образом придается некоторое значение. Для семиологического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем: (а) синтактика посвящена изучению структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования; (б) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла, основной ее предмет - интерпретация знаков и знаковых сочетаний; (в) прагматика изучает отношение между знаковыми системами и тем, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения
Индексальные знаки обращают внимание на окружение. Символические сообщают не только смысловую инф-ю, но передают экспрессивную.
Процесс формирования значения рассмтр. Бартом с 2-х сторон; взаимодействие знаков в тексте; как культурный и индивидуальный опыт создателя и потребителя текста.
Понятием «Предикации» в контексте исследования текста обозначают выраженные в тексте и обусловленные всем ходом текстовой деятельности созержательно-смысловые связи, в разной мере существенные для реализации основного замысла сообщения. Самостоятельный текст, независимо от величины и затрагиваемой темы, обладает определенной завершенностью, в нем всегда есть нечто главное, второстепенное, третьестепенное.
На основе информативно-целевого анализа текста выявляется коммуникативное намерение автора текста (что подвигло автора написать текст, о чем говориться в этом текста и как говорится в тексте) - это предикация 1-го порядка. Предикация 2-го порядка (это сам текст) включат в себя: тезис, аргументы, описания, фон.
Пример: Предикация 1-го порядка: В статье коммуникативное намерение автора - показать успех, показать то, что ситуация в промышленности улучшилась. Предикация 2-го порядка: тезис - Московские предприятия добились заметных успехов. Аргументы - Прибыль завода в течении года возросла на 60%. Описание - Успех: внедрение нового оборудования и рост выпуска продукции и т.д.
- Вопросы к государственному экзамену для студентов очной и заочной форм обучения специальности «2011 год.
- 1. Специалист по связям с общественностью: профессиональные и личностные качества.
- 2. Наука о связях с общественностью: предмет, объект, цели, задачи, функции и понятийный аппарат.
- 3.Процедурные технологии связей с общественностью: переговоры, фасилитация и медиация.
- 4. Спонсоринг и фандрайзинг.
- 5. Специальные мероприятия связей с общественностью: основные виды, характеристика.
- 6.Кризисы: типология, сущностные характеристики, управление.
- 1. С точки зрения прогнозов
- 2. С точки зрения последствий
- 3. С точки зрения менеджмента
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 7.Копирайтинг и спичрайтинг.
- 8.Виды пр- текстов для сми.
- 10.Американские и европейские связи с общественностью: история, опыт.
- 11.Исторические этапы развития связей с общественностью в России.
- 12.Организационная структура и функции служб по связям с общественностью на предприятии.
- 13.Функциональные обязанности пресс-секретаря.
- 14.Взаимодействие с государственными органами власти (gr).
- 15.Использование технологии лоббизма в деятельности специалистов по связям с общественностью.
- 16.Содержание корпоративной культуры предприятия.
- 17.Фирменный стиль: понятие и содержание.
- 18.Цели, задачи, сущность брендинга.
- 19.Создание и управление комплексом интегрированных коммуникаций на предприятии.
- 20.Кодексы профессионального поведения и этики специалиста по связям с общественностью.
- 21.Соблюдение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании.
- 22.Понятие общественности в паблик рилейшнз.
- 23.Организация деятельности пресс – службы в государственных и коммерческих структурах.
- 24.Технологии инвестор – рилейшнз.
- 1 Этап.
- 3. Этап.
- 25.Связи с общественностью в условиях кризиса фирмы: последовательность действий. (вопрос 6)
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 26.Работа специалиста по связям с общественностью со слухами
- 27.Медиапланирование.
- 28.Специфика деятельности по связям с общественностью в нефтегазовой отрасли.
- 29.Мерчендайзинг. Btl –технологии.
- 30.Правовое регулирование паблик рилейшнз.
- 31.Рекламное сообщение: структура, форма и процесс создания.
- 32.Основные виды рекламы.
- 34.Характеристика средств рекламной коммуникации.
- 35.История рекламной коммуникации.
- IV Средние века (10-15 в. Н.Э.)
- V. Новое время (16-19 вв.)
- VII. Реклама в Западной Европе (19 век).
- 36.Субъекты рекламной деятельности.
- 37. Оценка эффективности рекламы и связей с общественностью.
- 38. Структура, функции и процесс формирования персонального имиджа.
- 40.Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации.
- 41.Телевизионная журналистика: особенности, виды, способы финансирования.
- 42.Законодательные основы деятельности сми.
- 43.Организация и проведение избирательной кампании.
- 44.Менеджмент коммуникаций предприятия.
- 45.Принципы стратегического планирования в менеджменте коммуникаций.
- 46.Межличностные конфликты. Специфика проявления.
- 47.Роль специалиста по связям с общественностью в разрешении конфликтов в группах и организациях.
- 48.Основные средства коммуникации в организациях.
- 49.Социальные функции массовой коммуникации. Структурно – функциональный анализ массовой коммуникации в системе отношений «смк - общество».
- 50.Семиологический анализ сообщений массовой коммуникации.
- 51.Периодизация и типология социальных эффектов массовой коммуникации.
- 52.Модели эффектов массовой коммуникации.
- 53.Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации.
- 54.Целевая, реальная, потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы исследования коммуникативного поведения аудитории.
- 55.Массовая коммуникация и тенденции глобализации. Концепция «культурный империализм». Понятие «культурное сопротивление».
- 2. Культурный империализм или концепция зависимого развития.
- 3. Плюрализм мировых коммуникаций:
- 56.Государственная служба как открытая система. «Электронное правительство».
- 57.Сми как звено в системе взаимодействия пр-специалиста с общественностью.
- 58.Жанры сми в арсенале специалиста по связям с общественностью.
- 59.Пр- тексты и журналистские материалы: сходство и различие.
- 60.Роль пр- специалиста в создании и наполнении корпоративного сайта.
- 61.Типология и сегментация аудитории с позиций психологии.
- 2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики vals 1.
- 1.В 1989 г. В систему vals были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему была создана новая методика определения стиля жизни американцев – vals
- 62.Роль установки и стереотипа в массовой коммуникации.
- 63.Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к сми.
- 64.Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 65.Психологические исследования массовой коммуникации.
- 66.Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
- 67.Основные жанры пр - текстов.
- 4. Исследовательские жанры.
- 6. Комбинированные pr-тексты (пресс-кит, резюме)
- 68.Пр - текст. Стилистические ресурсы, используемые при его создании.
- 69.Возникновение и современное состояние консалтинга в России (организационно – экономические основы консультирования).
- 70.Современные виды консалтинговых услуг.
- 71.Сущность и цели политического консалтинга.
- 72.Исторические типы связи государственной службы с общественностью.
- 1.Особая роль государства в истории России
- 73.Сми как канал взаимодействия органов власти Тюменской области и населения.
- 76.Внутриличностный конфликт: причины возникновения, способы урегулирования (разрешения).
- 77.Конфликт: динамика развития, способы урегулирования.
- 78.Организационный конфликт: причины возникновения, диагностика, способы урегулирования.
- 79.Методы профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
- 80.Стратегии поведения в конфликте: диагностика и управление.
- 81.Корпоративный имидж: структура, функции, технологии процесс формирования
- 82.Кампания в сфере связей с общественностью: определение, характеристика, типология.
- 83.Основные этапы организации и проведения кампаний в сфере связей общественностью. Бриф кампании.
- 1.Аналитический этап:
- 84.Определение проблемы в ходе аналитического этапа кампании в сфере связей общественностью: постановка цели, определение стратегии и тактики.
- Этап определения проблемы или возможности
- Этап фокусированного исследования
- Этап анализа ситуации
- Этап характеристики и моделирования ситуации
- 85.Оценка эффективности кампании в сфере связей общественностью. Основные параметры эффективности и методы оценки.
- 1.1. Результаты pr-кампании могут быть измерены на трех уровнях:
- 1.2. Уровни оценочных критериев:
- 1.3. Группы методов оценки pr-кампании:
- 86.Коммуникация и ее типы. Межличностная специализированная и массовая коммуникация. Характеристика системы сми.
- Х-ки мк (б.М. Фирсов)
- 87.Основные модели и компоненты коммуникации. Коммуникативные барьеры.
- 88.Устная коммуникация. Коммуникативные функции языка и речи.
- 1.Индивидуально-языковые.
- 2.Соц.-языковые.
- 3.Индивидуально-речевые.
- 89.Невербальные средства коммуникации: их типология и природа.
- 90.Документальная коммуникация. Электронная коммуникация.
- 91.Мифологическая и художественная коммуникация.
- 92. Связи с общественностью, реклама, маркетинг, политика, сми, пропаганда: общее и особенное.
- 93.Мотивация участников коммуникативного процесса.
- 94.Роль информационных технологий в системе менеджмента коммуникаций.
- 95. Особенности пр - деятельности в сфере политики.
- 96.Особенности пр - деятельности в сфере экономики.
- 97.Особенности пр - деятельности в социальной сфере.
- 98.Особенности пр - деятельности в сфере культуры.
- 99.Связи с общественностью как социальный институт.
- 100.Современный рынок рекламы и связей с общественностью.
- 101.Использование интернет - технологий в связях с общественностью
- 102.Технологии медиарилейшнз.