logo
ГОСЫ-2011

86.Коммуникация и ее типы. Межличностная специализированная и массовая коммуникация. Характеристика системы сми.

Типы коммуникации:

Устная, невербальная, документальная, документальная, электоронная, мифологичская и художественная.

Ком-тивный процесс – процесс взаимод-я м/д разл.Sком-ции, при кот. осущ. обмен инф. КП включ. смену этапов формир., передачи, приема, расшифр. и использ. инф. в обоих направл. при взаимод. коммун-тов.

Межличностные ком-цииреализ-ся путем непосредств. контактов м/дS’ми общения. Отправитель и получатель – отдельные индивиды. Х-на тесная обратная связь, оказ-я регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двустороннее сообщение.Ф-ции: информац-я, экспрессивная, прагматич. и соц. Выготский и Леонтьев «Теория речевой деят-ти» - ключевые факторы речевой ком-ции – цель (в б-ве случаев осознана) и мотив (ф-ция – побуждениеS’а к активности, может не осознаваться). Мотив и цель при достиж. замысла м. совпадать, мотив - важнее. Межличн. ком-я может способ-ть измен. мнений и установок.

Специализир. комм-циив орг-ях осущ-ся одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горзонтально. Значение коммуникаций д/рук-лей в том, что они явл-ся глав. инструментом управления по след. причинам: способствуют эффективности осущ. труда, способствуют утверждению авторитета рук-ля, повыш. эффектив-ть ф-я др. сфер жизни орг-ции.Ф-ции: контроль, мотивация, эмоц. выражение и передача инф.

Массовая коммуникация Условия ф-ния: 1) массовая аудитория; 2) соц. значимость инф. 3) соответствующие средства, 4) многоканальность (вариативность коммуникац. средств)

Массовая аудиторияимеет неоднородную структуру, рассредоточена географически, анонимна. Повед-е людей в массе (Лебон, Тард (разгранич. толпы и публики), Московичи)

Социальная значимость инф. Инф. интересна масс. аудитории настолько, насколько она соответ. ее ожидан. Инф. несет оценочную ф-ю, кот. способ. формир. обществ. мнения.

Наличие соответствующих средств:СМИ, И-нет, МК реализ-ся ч/з опосред-е общение.

Многоканальность коммуникации:односторонняя направленность (обратная связь выражена слабо) Многоканальность обеспечивается параллельным исп-ем визуального, аудитивного и аудиовизуал. каналов.

Ф-ции МК:(Лассуэл): информационная; воздействующая; познавательно-культуролог-я Ч. Райт добавил развлекательную; Мак-Квейл – мобилизующую

Соц-но значимые ф-ции МК делят на 3 группы: Инф. – способствует гармонизации отношений общ-ва и индивида; Регулир. – формир. обществ. мнения; Культуролог-я – трансляция и сохран. культур. традиций

Б.Катля и А. Каде выделяют 5 ф-ций МК:

  1. ф-ция антенны – снабжение общ-ва инф-ей;

  2. ф-я усилителя – преувеличение фактов, драматизация событий;

  3. ф-я фокуса – СМИ явл-ся фокусом изменения социокультурных течений

  4. ф-я призмы – формирование новых моделей поведения;

  5. ф-я эхо – сохранение опред. соц. структуры, СМИ – символы опред. соц. порядка

А.А. Леонтиев 4 ф-ции МК:

  1. оптимизац. деят-ти общ-ва за счет ориентац. на общен., влияющ. на коллектив. деят-ть

  2. ф-я контакта – играет роль в формир. группового сознания

  3. ф-я соц. контроля, посредством соц. норм

  4. ф-я социализации личности