logo
ГОСЫ-2011

63.Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к сми.

Направления исследований аудитории МК

В исследованиях аудитории МК можно выделить несколько направлений: от чисто количественных подсчетов размеров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма сложного качественного анализа аудитории, где главное внимание уделяется изучению соц.-демогра­фич. состава аудитории, ее соц.-псих. х-к, их связи с реальным поведением аудитории, образом жизни и с межличностным общением.

Соц.-псих. х-ки аудитории ох­ватывают довольно широкий круг явлений. Сюда относятся субъектив. побудительные причины обращения аудитории к различ. каналам МК, т.е. мотивы обращения к этим каналам, соц. установки, ценностные ориентации, соц. стереотипы и др.

Критерий «психологической близости» инф. для аудитории.

Эстонские психологи из Тартуского государствен­ного университета, изучающие проблемы психологии СМИ, предложили выделить критерий «психологи­ческой близости» инф. для аудитории т.е. значимость той или иной инф. с точки зрения соответствия ее проблематики ин­тересам аудитории и близость ее к непосредственному жизненному опыту и знаниям людей. К нему необходимо добавить степень эмоциональной сопереживаемости источником инф. и его аудиторией со­бытий, о которых идет речь. Эта сопереживаемость оп­ределяется соответствием эмоциональности изложения материала тем чувствам, которые его содержание долж­но вызвать у аудитории. Нарушение этого соответствия будет означать нарушение псих. близости между аудиторией, с одной стороны, и источником ин­формации – с другой.

Мотивы обращения к каналам МК

Большое внимание в исследованиях аудитории в западных странах уделяется выявлению мотивов обращения людей к различным каналам МК, прежде всего к телевидению. Мотив - сложное интегральное психологическое образование, которое позволяет ответить на вопросы: почему и для чего осуществляется активность человека, почему выбраны именно эти цель, этот способ ее достижения.

Мотивы обращения к ТВ: «информационные», «развлекательные», «общения».

Запросы и ожидания аудитории

В запросах различных групп читателей оказались некото­рые различия, но если взять аспирантов, студентов, ра­бочих и служащих, то наиболее важными кач-ми газеты они считают:

1. информативность;

2. проблемность публикаций;

3. дискуссионность материалов, т. е. сопоставление различных точек зрения и аргументов;

4. доказательность, обоснованность высказываемых по­зиций и суждений;

5. умение правдиво и убедительно объяснить трудные и острые проблемы;

6. способствует ли выработке собственной позиции;

7. оригинальность изложения, живость языка;

8. доступность и доходчивость материалов.

Постоянно подчеркивается важность аргументированности оценок и заключений. Резуль­таты исследования еще раз свидетельствуют о том, что глубокое обоснование, доказательность суждений, со­держащихся в материалах СМИ, составляют одно из важнейших требований образованной аудитории. При этом для решения ? имеет знач., не только сам факт аргументации, но и кач-во аргу­ментов, и представленность различ. т. зр.

Еще один психологический момент связан с естественной склонностью человека к соревновательности, состязательности. Потребность людей в соревновательности имеет вполне определенные псих. основания. Эта потребность проявляется не только в их собственной жизни и деятельности, но и в стремлении видеть реальную «соревновательную борь­бу» людей. Для мыслящих людей эта потребность на­ходит выражение в желании увидеть и оценить борьбу точек зрения, где бы она ни происходила — в открытых диспутах или на страницах печати. Этим объясняется огромный интерес к таким формам телевизионных пере­дач, в которых борьба точек зрения происходит на глазах у зрителей. Эта же потребность находит отражение в интересе лю­дей к проблемной постановке вопросов в печати и к их дискуссионной форме изложения. Полемичность изложения материала, отражающая борьбу разных по­зиций, позволяет людям удовлетворять их естествен­ную потребность видеть соревновательность, оценить силу и слабость «противников» в полемике, быть свое­го рода участниками дискуссионной борьбы, что способствует выработке собственной позиции.

Просмотр, прослушивание передач, чтение печатной продукции является познавательно-оценочной деятельностью, осу­ществляемой исходя из определенных целей и побуждаемой кон­кретными мотивами. Если говорить обобщенно, то кто-то хочет «что-то узнать», кто-то – «зарядиться эмоциями», кто-то – найти приемлемые для себя образцы поведения, а кто-то – поделиться с другими прочитан­ным или увиденным. Такое внимание к продукции СМИ в целом со­ответствует их функциям, но в этом реали­зуются и основные функции психики человека: когнитивная (познание), аффективная (эмоциональное отношение), регулятивная (поведение), коммуникативная (общение). Иными словами, передача или статья могут дать новые знания о чем-то, вызвать эмоции, повлиять на пове­дение, дать повод пообщаться.