logo
ГОСЫ-2011

15.Использование технологии лоббизма в деятельности специалистов по связям с общественностью.

«Лоббирование - это технология, заставляющая партнера или конкурента принять решение, необходимое в данный момент тем, кто это решение продвигает». Технология сочетает в себе и контакт с чиновниками, и психологическое воздействие, и PR-акции, и финансовые или маркетинговые рычаги. Однако любой из этих приемов остается только приемом, одним из многочисленных действий ради успеха, до тех пор пока он не будет встроен в рамки стратегии пошагового продвижения.

Процесс лоббирования состоит из нескольких этапов: постановка цели лоббирования; поиск посредника (того, кто будет разрабатывать и реализовывать стратегию); уяснение им цели, согласие или отказ от заказа, уточнение цели; сбор информации о держателе и оценка ситуации; разработка стратегии, выбор каналов информации; воплощение и достижение цели; выполнение обязательств претендентом.

Лоббисты преследуют следующие цели:улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций;следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств, ведомств в тех сферах, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного круга;активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях;влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий;заблаговременно информируют законодателей и достигают понимания с их стороны особенностей работы организаций, действующих в определенном избирательном округе.

В рамках юридического подхода "лоббизмом" будет называться многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений… с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов . (К примеру, корпоративные лоббисты занимаются инициированием принятия либо отклонения тех или иных решений, влияющих на извлечение прибыли, расширение производства, оптимизацию фискальной политики и иных целей коммерческого характера).

Переходим к вопросу о подходах к лоббизму , как к деятельности … (Сразу скажу, что ни один подход не существует в "чистом", идеальном виде, что есть различные варианты сочетания подходов с преобладанием той или другой концепции). Я бы выделил следующие основные подходы (на мой взгляд, они все в той или иной степени отражают действительность):

Психологический подход: лоббизм - манипулятивно-психологическое взаимодействие с чиновниками.

Системно-функциональный (институциональный) подход: лоббизм - институт (или функция) политической системы , обеспечивающая взаимодействие субъектов политической интеракции. Лоббизм - средство поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли, Мэдисон, Трумэн). В рамках данного подхода, лоббизм можно рассматривать как деятельность, которая дополняет процесс выборов .

Инструментальный подход: лоббизм как набор методов и технологий влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

Процедурный подход: лоббизм - как органический элемент системы бюрократических правил и процедур принятия решений во властной системе.

Плюралистический подход: лоббизм - это деятельность, где все лоббисты являются полноправ­ными участниками системы выработки и принятия ответственных государственных решений.

Корпоративистский подход: лоббизм - это деятельность, в ходе которой лишь немногие (а именно, наиболее влиятельные ) группы имеют реальные рычаги влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

Коммуникационный (информационный, субсидиарный) подход: (теория Р. Холла) в целях экономии ресурсов (в т.ч. временных) чиновник доверяет лоббисту статус поставщика (информации, контактов, интеллектуальных ресурсов и пр.). Таким образом лоббисты делают возможным для чиновника осуществлять свои функции более эффективно. Сами лоббисты получают за это прямой выход на лицо, принимающее решение.

Официальное оформление лоббизма в системе отношений с властью исследователи относят к 1946 г., когда в США был принят закон о федеральном регулировании лоббирования. Во Франции Ассоциация советников лоббизма была создана в 1991, а до этого функции лоббирования выполняли ПР-агенства.

В России цивилизованный социальный институт лоббирования формируется медленно, и в глазах широкой общественности представители лоббистов, как правило, обладают отрицательным имиджем.

В современном цивилизованном лоббировании выделяют 4 стратегических направления:

- оказание влияния на формирование законодательства с помощью донесения до депутатского корпуса интересов соответствующих территорий и отраслей;

- оказание влияния на решения органов исполнительной власти с помощью подготовки вариантов решений и распоряжений, участия в обсуждениях, работы со СМИ и общественностью.

- участие в формировании Органов законодательной власти с помощью выдвижения, а так же финансирования избирательной кампании «своих» кандидатов;

- организация влияния на кадровые назначения в органах исполнительной власти;

Методы:

- организация встреч, семинаров, конференций;

- подготовка писем;

- подготовка проектов соответствующих законов, указов, распоряжений;

- работа с перспективными молодыми политиками;

- персональные контакты с органами власти;

- проведение съездов, конгрессов, совещаний с участие представителей органов власти;

- предоставление профессиональных советов и т.д.

Как правило, последовательную лоббистскую деятельность ведут в России крупные объединения предпринимателей. Для выживания предприниматели создают союзы, ассоциации, объединения.

Удачным примером эффективности такой деятельности стала акция Российской ассоциации туристических агентств, объединяющих около 200 агентств. В 1995 году эта ассоциация сумела добиться двух радикальных результатов: отмены принятого Госдумой «Закона о СПИДе», введение которого подрывало въездной туризм в Россию (въездные гости должны были проходить многодневный карантин на СПИД) и отмены решения испанского правительства, осложнявшего выездной туризм в Испанию, так как все посещающие эту страну должны были обязательно проходить собеседование в испанском посольстве в Москве.