logo
ГОСЫ-2011

53.Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации.

Контент – анализ.

Контент-ана́лиз(отангл.: contents -содержание, содержимое) илианализ содержания— стандартнаяметодикаисследования в областиобщественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализтекстови текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовыхзакономерностей. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной изномотетическихисследовательских процедур (подход, направленный на выявление общих закономерностей), используемых в сфере примененияидиографическихметодов (поиск индивидуальных особенностей).

Потенциальными объектами контент-анализа могут быть любые документальные источники, содержащие текст: книги, газеты, речи, рекламные ролики, плакаты и афиши, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности — слов, фраз, параграфов, статей, журналов, авторов и т. д.

Данный метод целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, в частности, для изучения сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением. Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Методика, предложенная американским социологом и исследователем коммуникации Робертом Кингом Мертоном, предполагает осуществление следующих аналитических операций:

-простой подсчет символов, ключевых слов;

-классификация символов, ключевых слов по полярности (положительной или отрицательной окраске по отношению к объекту);

-анализ текстов по иерархическим элементам (выявление их главных и второстепенных частей);

-тематический анализ (выявление явных и латентных тем);

-структурный тематический анализ (анализ соотношения различных тематических материалов, способных взаимодополняться, объединяться или противопоставляться друг другу);

-темпоральный структурный анализ (соединение структурного анализа с анализом временной последовательности появления материалов и выхода их в свет).

В современном контент-анализе определяются категории анализа, единицы анализа, единицы счета.

Категории анализа – наиболее высокий по уровню абстракции элемент анализа. Она должна соотноситься с целью всего исследования, с понятийностью исследования. В качестве категорий анализа рассматриваются кратко выраженные проблемы, относительно которых будут классифицировать содержание. Требования к категориям анализа: четкость, приемлемость описания, понятность для работающих с текстом, категории должны быть взаимоисключаемыми, должны быть приемлемы для анализа всех печатных изданий, являющихся объектом исследования. Важно, чтобы системное использование категорий различными исследователями позволило получить одинаковые результаты.

Единица анализа – фрагмент содержания, который соответствует категории анализа(слово, высказывание, заголовок, персоналия).

Единица счета – некоторая характеристика текста, наличие/отсутствие которой выявляет особенности содержания, наиболее распространенная единица измерения/частота употребления.

При формировании выборки нужно учитывать некоторые характеристики объекта(СМИ):

- периодичность

- цикличность

Чем чаще в деятельности источника воспроизводятся какие-то характеристики, тем меньше единиц наблюдения за этим источником нужно выбирать. Чем реже появляются характеристики, тем больше единиц нужно выбирать. Если исследователя интересует какое-либо событие, то проводится сплошное наблюдение за всеми источниками в максимально приближенные к событию сроки.

Технология контент-анализа заключается в следующем.

Этап 1. Отбор документов, постановка задачи, разработка программы контент-анализа. При изучении, например, печатных СМИ отбирается издание, затем выпуски (номера) за обозначенный период времени, определяются типы сообщений (тематические разделы, рубрики, автор¬ские материалы и т. п.).

Этап 2. Обоснование и отбор единиц контент-анализа (единиц анализа и единиц счета). Смысловые (качественные) единицы контент-анализа показывают, какие частные элементы содержания следует считать в тексте. Категории анализа— это ключевые понятия, которые образуют концептуальную схему исследуемого объекта. В качестве количественных единиц анализа могут выступать единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста — это фрагменты анализируемых текстов, в пределах которых определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий (предложение, статья, интервью). Единица счета — это отдельный признак или элемент того сообщения, которое подлежит анализу и обсчету. В качестве единиц счета могут выступать показатели объема текстовых фрагментов (площадь, число строк, число знаков и т. п.) и показатели частоты упоминания терминов или тем. Таким образом, в качестве базовых единиц частотного анализа выступают слова и темы. Основные требования к выделяемым единицам анализа — статистически значимая представленность в тексте, однозначность, простота идентификации.

Этап 3. Разработка бланка контент-анализа и пилотажная кодировка текста.

Кодировочный бланк — это специальный документ, предназначенный для фиксации выделенных единиц анализа, в котором каждой из них ставится в соответствие определенный код. Пилотажная кодировка текста производится для испытания методики на обоснованность и устойчивость.

Этап 4. Кодировка документальных массивов на основании разработанного кодировочного бланка, ввод в компьютер и компьютерная обработка.

Этап 5. Интерпретация полученных данных и подготовка отчета.