logo
ГОСЫ-2011

21.Соблюдение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании.

Основная цель службы по ССО в избирательной кампании - обеспечить победу своего кандидата на выборах в депутаты (на госудр.должность). Учитывая эту цель службы по ССО должна:

- подготовить кандидата в депутаты к участию в избират.кампании, предложить ему предвыборную стратегию, позволяющую добиться на выборах желаемого результата;

- разработать предвыборную программу кандидата в депутаты;

-сформировать в представлении избирателей надлежащий образ кандидата;

-добиться более высокого эффекта от рекламных акций, чем конкуренты;

- обеспечить контроль за результатами выборов.

Порядок проведения выборов утсанавливается Конституцией России, Федеральным законом «О выборах депутатах Госуд.Думы Федерального Собрания РФ», правовыми нормами Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ.

Несмотря на это, многие избирательные кампании подвергают сомнению честность проведения выборов. Как правило, это связано с тем, что некоторые кандидаты в депутаты во время избир. кампании используют свое служебное положение, допускают нарушения, связанные с проведением агитации в день голосования и процедурой подсчета поданных голосов и пр. Широкое распространение получил «черный ПР», под которым понимается нарушение правил предвыборной агитации (н-р: «Черный прием» на выборах на Украине. Название «Карусель» (раздача уже заполненных бюллетеней за вознаграждение 550р.)

Примеры нарушения предвыборной агитации:

- распространение в СМИ лживой информации, порочащей честь и достоинство кандидатов в депутаты;

- роспуск лживых слухов;

- проведение агитации от имени своего соперника (выпуск «лжелистовок»);

- преднамеренный срыв агитационных мероприятий конкурентов;

- создание искусственных препятствий кандидатам в депутаты в проведении их предвыборной работы и пр.

Сегодня широко используется понятие «грязная политика» (Ольшанский «Политический ПР»). Речь идет не о самой политике, а об использовании в ней технологий. Подобные технологии могут применять разные формы - от запоминающихся анекдотических ситуаций или язвительных карикатур до «слива компромата» и создания откровенного «образа врага». Часто в адрес оппонента мы слышим оскорбления, клевету и т.д. Понятно, что подобные приемы не отличаются «политкорректностью», однако на практике они оказываются эффективными.

Наиболее заметными и чаще всего используемыми на практике являются пресловутый «компромат», слухи и сплетни, умышленная «путаница», «бытовое хамство» и «черный юмор».

Компромат. Существует несколько его разновидностей: полуправда (смесь реальных фактов с интерпретацией и/или придуманными фактами), неправда (правдоподобная, очень похожая на действительность инф-ция, которая вполне могла иметь объективное подтверждение), ложь (откровенная дезинформация, имеющая мало общего с реальной действительностью или не имеющая с ней ничего общего вовсе).

Слухи, сплетни. В современном политическом ПР слух имеет 2 составляющие: 1. компромат, 2 - предстоящая расплата «за прегрешения» в виде отставки и краха карьеры, а возможно, и в виде уголовного преследования. Необходимая деталь слухов и сплетен - возбуждение, воображение аудитории.

Умышленная «путаница». Разновидности: высказывание одного политика приписывается другому; приписывание политику тех/иных слов и фраз, которые вообще никто никогда не говорил. Путаница такого рода используется для создания благоприятных или, напротив, неблагоприятных сообщений относительно того/иного политика или его конкурента.

«Бытовое хамство». Создание контекста, выгодного для данного политика и соотв-но невыгодного для его противника. Бытовое хамство удобно тем, что практически не влечет за собой никаких серьезных последствий. Обвинения/оскорбления носят столь бытовой и нелепый характер, что не попадает под статью УК РФ. Например, президентская кампания 2000 г. За бывшего ген. Прокурора Ю.Скуратова, выставившего свою кандидатуру, вышли агитировать якобы его поклонницы. Группе проституток за вознаграждение вручили лозунги «Защитим нашего клиента!». Это шествие сняли на видеопленку, кот. Потом показали по ТВ.

«Черный юмор». Прием основан на том, что смех - одно из важнейших средств дискредитации политических оппонентов. Он достигает главной цели: конкурентов перестают воспринимать всерьез как политиков, напротив их воспринимаю как шутов. Подразумевается создание анекдотов, частушек относительно данного политика или его членов семьи. Они распространяется через газеты, Интернет, активно используется СМС-рассылка.

Таким образом, структуры, которые имеют собственные СМИ и  другие ресурсы, обладают реальной возможностью  использовать "черные" технологии для достижения определенных результатов. Все это приводит к нарушению правовых и этических норм в ходе избирательной кампании.