logo
ГОСЫ-2011

42.Законодательные основы деятельности сми.

В Конституции закреплен принцип идеологического многообразия, причем, ни одна идеология не может считаться государственной. В соответствии с конституцией каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова и каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инф-цию любым законным способом, при этом гарантируется свобода МИ, цензура запрещается.

Деятельность СМИ регулируется следующими законами: Закон о СМИ (принят 27.12.1991г.); О ТВ и радиовещании; О праве на информацию; Об авторском праве и смежных правах; О рекламе (вступил в силу с 1.07.2006); Об информации, информатизации и защите информации.

Сферы отношений в журналистике, регулируемые законом.

1. Отношения м/д учредителем и редакцией. Здесь сущ-ет противоречие м/д законом о СМИ и гражданским кодексом.

Закон о СМИ: Устав редакции принимается на общем собрании коллектива большинством голосов и утверждается учредителем, при этом учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, однако, он может «обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от своего имени».

Гражданский кодекс: наделил правами 1-го лица владельца, т.е. учредителя.

2. Отношения м/д СМИ и источниками инф-ции (соц.институты, граждане). Чтобы выполнить свои ф-ции журналисты должны обладать широкими правами на получение инф-ции. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности. Гласность - это мера публичности, открытости.

Закон о СМИ обязывает «госуд-е органы и организации, общественные объединения и должностные лица предоставлять сведения о своей деят-ти СМИ по запросам редакции, а т/же путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и иных материалов». Исключение составляют случаи, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны.

3. Права журналистов на распространение инф-ции. Закон о СМИ: содержит статью о недопустимости злоупотребление свободой МИ. Нельзя использовать СМИ для призыва к захвату власти и насильственному изменению строя для разжигания национальной и религиозной розни, для пропаганды войны, фашизма и др. форм экстремизма, для распространения порнографии, культа насилия и жестокости.

Закон о рекламе: запрещает недобросовестную, недостоверную, неэтичную, ложную, скрытую рекламу.

Закон о защите прав потребителя: определяет необходимые нормы информирования потребителей о т/у.

4. Отношения м/д СМИ и аудиторией. Закон о СМИ относительно массовой аудитории: «граждане имеют право на оперативное получение достоверных сведений о деят-ти госуд. органов, организаций, общественных объединений». Относительно соц. институтов: соц. институт имеют право на ответ, но не обязаны реагировать на критику, обязать к этому их может только Президент.

Цензура как форма контроля:

Цензура бывает предварительная и последующая. Предварительная: Осуществляется до выхода в свет материала; без разрешения цензуры ни одно произведение опубликовано быть не могло (в СССР). Последующая (карательная): осуществляется над опубликованным материалом. В России по существующему законодательству предварительная цензура не допускается. Только в исключительных случаях в соответствии с законом по ЧП может вводиться предварительная цензура, применяться арест печатной продукции, изыматься множественная и звукоусилительная техника. Косвенная цензура: попытка лиц или организаций повлиять на принятие решений журналистами о публикации произведений. Работники СМИ имеют полное право не прислушиваться к таким советам, но часто поддаются давлению из-за разного рода опасений.

Авторское право журналистики. Закон об авторском праве.

Согласно этому закону, авторизации подвергаются произведения, выраженные в объективной форме, т.е. зафиксированные на бумаге, кино-, виде- или фотопленки, являющихся произведениями творческого труда независимо от их достоинств и назначения, а т/же независимо от того опубликованы они или нет. Объектами авторского права явл.: литературные произ-я, музыкальные, произ-я живописи, скульптуры, аудиовизуальные произ-я и т.д. На официальные документы авторское право не распространяется (законы, судебные решения, тексты законодательного, административного и судебного характера). Авторским правом могут обладать как отдельные лица, так и коллектив. Значок с (копирайт) - авторское право.

Права автора. где и как публиковать свои произведения; подписываться анонимно или придумывать себе псевдоним; неприкосновенность произведения, т.е. сокращения, перевод на другие языки без согласия автора не допускаются; неимущественное авторское право длится бессрочно, имущественное право заключается в возможности получать гонорар, и это право действует в течении жизни автора и на протяжении 50 лет после его смерти.

Нарушение закона влечет за собой правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» Информационная безопасность - это составная часть национальной безопасности наряду с военной, эк-кой, продовольственной и т.д. и требует всестороннего обеспечивания. Понятие инф-й безопасности в нормативных документах описывается как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Таким образом, забота о массовой информационной безопасности - это формирование такой концепции и создание таких условий функционирования СМИ, при которых гарантирован информационный порядок, достигается максимальная информированность граждан.

Закон «О рекламе». Реклама может распространяться в любой форме и любыми средствами. Реклама предназначена для неопределенного круга лиц. Р. должна соответствовать нормам гуманности и морали, принятым в данном обществе. Р. должна быть добросовестной и достоверной (ст. 5). Недобросовестная Р. содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица. Недостоверная Р. содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого тов., о стоимости/цене тов., о фактическом спросе и т.д. В Р. не допускается: использование бранных слов, демонстрация процессов курения и потребления алкоголя и т.д.