logo
ГОСЫ-2011

67.Основные жанры пр - текстов.

Жанр является творческим инструментом писателя, журналиста. Выбор жанра определяет характер взаимоотношений между создателем материала и его «потребителем».

Новые технические возможности зачастую приводят к появлению новых для СМИ жанров. Жанр это – исторически определившийся тип отображения реальной действительности, который обладает сложившейся системой относительно устойчивых признаков (характер объекта, факта, явления). Каждый жанр имеет свои методы, средства передачи информации.

Жанры -текстов:

1.Информационные: Кейс-стори (case history) или случай-случай-история - используется обычно для рассказа о благоприятном использовании потребителем продукта или услуги компании или о разрешении проблемной ситуации. Обычно пишутся по следующей формуле: 1. представление проблемы одной компании (региона и т.п.), актуальной для др.; 2. подход к ней компании (регионального руководства); 3. описание использованного решения проблемы и его преимуществ; 4. расширение опыта на основе использованного решения и выводы из него; Интервью – беседа в форме вопросов и ответов, беседа журналиста желающего получить информацию с тем кто эту информацию может дать; Репортаж - оперативный и достоверный рассказ, при этом журналист выступает как свидетель или участник этого события. Отличие телерепортажа – зрелищность; Заметка – это укороченное изложение какого-либо события, обычно этот жанр применяют в выпусках новостей; Отчет – сугубо информационный жанр, это, по сути, та же заметка, но все таки в более расширенном виде.

22. Аналитические жанры: Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Здесь в полной мере используется аргументация, мотивация действий. Используются все виды текстов: повествование, описание, рассуждение.

3.Обозрение - знакомит аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария; Рецензия - самостоятельный аналитический жанр, основу которого составляет всесторонне объективный анализ, оценка, сообщение, просмотр, отзыв (прежде всего критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Важна своя т.зр., оригинальная концепция, опора на творческую мысль, открытие самого рецензента; письмо - публичное обращение автора к адресату, побуждающее его к неотложным, активным действия в связи с предметом выступления (указание на общественно-значимую проблему, публичный вызов адресату)

3.Художественно-публицистические : Очерк - включает конфликтные, динамичные ярко выписанные эпизоды из жизни людей, воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, напряженными диалогами, философскими рассуждениями, приметными деталями, портретами. Характерная особенность очерка – образное отражение фрагментов жизни героев; Фельетон - объемный сатирический жанр. Для него характерна сатирическая типизация. Основное оружие фельетона – юмор, ирония. Для фельетона подходят только такие факты, которые содержат в гипертрофированном виде типичные черты, характеризующие зло. Задача журналиста состоит, во-первых, в том, чтобы найти факт для фельетона, во-вторых, чтобы раскрыть его через яркий сатирический образ; Пародия - жанр - передразнивание; Анекдот - небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику.

5.Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий: бэкграундер - инф-я базового характера, не являющаяся новостью или сенсацией : о профиле деятельности, планах, история организации; изложение содержание документов, описание т/у; статистические данные и т.д.; биография - опорная, фактическая инф-я о конкретном индивидууме. Заявление - краткий, недвусмысленный документ, призванный объявить или объснить позицию одной или нескольких орагнизаций по какому-либо вопросу; меморандум - приложение к заявлению, обоснеовывающее его содержание; в торговле и маркетинге - письмо с напоминанием о чем-либо; Медиа-кит (пресс-кит) - набор, компелкт для СМИ. Содержит несколько видов метриалов, потенциально полезных для СМИ (пресс-релиз, бэкграундер, биография, фото, таблицы, схмы и т.д. пресс-релиз - сообщение, содержащее важную для общественности инф-ю.)

Основные жанры PR-текстов

PR-текст – это простой или комбинированный текст, содержащий информацию, инициированную субъектом PR, адресованный определенному сегменту общественности и распространяемый путем прямой рассылки или через СМИ.

  1. Оперативно-новостные жанры (пресс-релиз, приглашение) – группа текстов, передающих ранее не известную общественную информацию, касающуюся субъекта PR.

главное – дать исчерпывающую информацию

*Пресс-релиз – основной жанр PR-текста, несущий предназначенную для прессы актуальную, оперативную инф-ию о событии, касающуюся субъекта PR.

В п-р. свещается: новое событие, продукт, услуга, крупные изменения в организациях, публичных выступлениях в СМИ ведущих специалистов и руководства кампании.

Жанровое своеобразие пресс-релиза состоит в максимально локализации (ограниченности) новостного события (что? где? когда?): посвящен только одному событию.

Пресс-релиз дает не только факт, но и фон информации. Отвечает на вопрос «почему?» (это инф-ия – «вчера») и на вопрос «для чего?» (это инф-ия – «завтра»).

Назначение пресс-релиза: передача актуальной новости.

Особенности композиции и структуры.

  1. Оформляется на фирменном бланке с логотипом орг-ии.

  2. Обязательно д.б. указание на жанр (пресс-релиз).

  3. Координаты ответственного лица, телефоны.

  4. Реквизиты фирмы нежелательны, т.к. это лишняя рекламность.

  5. Пресс-релиз не д. иметь никаких текстовых выделений, кроме лид-абзаца, который выделяется полужирным шрифтом.

Лид-абзац – самый первый абзац в тексте, содержащий основную, актуальную информацию (что? Где? Когда?).

Пресс-релиз строится по принципу перевернутой пирамиды. Стр-ра п-р. - открытая. Важной частью пресс-релиза является грамотное деление на абзацы, каждый из к-ых д. содержать микротему.

Разновидности пресс-релиза

По Чумикову: -пресс-релиз анонс (представляет собой сообщение о предстоящем событии, д. дать объективную и полную информацию о том, что будет); -новостной пресс-релиз (может появиться уже после события, а значит б. написан в прошедшем времени).

По М. Шишкиной: - текущий п-р. (предназначен для регулярной рассылки в СМИ);

- Тематический п-р. (разовый, посвящен важному событию).

Особенности стиля п-р.:

1. Текст д. влиять на адресата и побуждать его к некоему дейстивию.

2. Текст д. обладать объективностью.

3. Необходимо исключить из текста обращения от 1-ого лица.

4. Необходимо использовать оценки и сравнения, тем самым демонстрируя ненавязчивое авторское отношение к событию.

5. необходимо тщательно подбирать эпитеты.

6. Не нужно использовать рекламные лозунги.

7. Текст д.б. максимально доступен для адресата.

8. Предложение не должно содержать более одной идеи. Каждая мысль д.б. коаткой, ясной и законченной.

9. Нужно избегать тавтологий и плеоназмов.

10. Не нужно перегружать текст метафорами, сравнительными оборотами, сложными образами.

11. Иногда уместно использовать стилистически окрашенные слова.

12. Не нужно употреблять сложных слов.

13. Активное использование существительных и глаголов придает тексту динамизм.

14. Нужно избегать прилагательных и наречий.

15. Необходимо свести к минимуму употребление вводных и вставных конструкций, причастных и деепричастных оборотов.

*Приглашение – это распространяемый путем прямой рассылки, а также ч/з СМИ текст о новостном событии, касающейся субъекта PR, в к-ом адресату предлагается принять участие.

Приглашение – ритуальный текст.

Цель: обеспечить участие в каком-либо значимом для субъекта PR-мероприятии, как м. большего числа специалистов.

Приглашение оформляется на бланке орг-ии или на открытке. При изменении к-л. обстоятельств высылается дополнительный текст с пометкой (в правом верхнем углу «отмена» - если мероприятие не состоится или «изменение времени проведения»).

Элементы композиции приглашения:

1.сообщение о характере мероприятия

2.место его проведения

3.сроки

4.условия участия

По характеру адресата приглашения делятся:-для общественности;- для узких целевых групп.

Приглашение м.б. построено как пресс-релиз: - лид-абзац, - детали новостного события,

- список приглашенных vip-гостей,

- программа мероприятия с указание на точное время,

- факультативно - подтверждение/не подтверждение участия.

- Обязательно в конце ответственного лица и телефон.

Информация в приглашении::

-место, день и время встречи,

-примерная продолжительность,

-общая тематика и перечень вопросов,

-фамилии и должности участников.

2. Исследовательско-новостные жанры (бэкграундер, лист вопросов и ответов) - сообщают неактуальную, но важную инф-ию, касающуюся субъекта PR, и дают истолкование инф-ии и ее анализ.

*Бэкграундер – жанр PR-текста, предоставляющий расширенную инф-ию текущего хар-ра о субъекте PR для поддержания его имиджевого капитала.

Бэкграундер содержит инф-ию о фоне, к-ый окружает событие.

Задача: дать исчерпывающую инф-ию об орг-ии (история создания, деловые партнеры, ведущие специалисты и руководители, основные направления). Бэкграундер м. включать вспомогательный материал в виде схем, таблиц, графиков (но не более 2-х раз).

Элементы композиции:

-заголовок (обязательно),

-лид-абзац (на усмотрение журналиста),

-характеристика новостного повода, кот. подвергается детальной проработке и разъяснению (почему?),

-мнения авторитетных лиц,

-заключение (м.б. графически выделено)

- факультативный эл-т (схемы, графики).

*Лист вопросов и ответов – жанровая разновидность PR-текстов, позволяющая в форме ответов на наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать постоянный интерес к орг-ии, ее капитал.

Отбираются вопросы к-ые м. заинтересовать широкую аудиторию. «Подзаголовок» этого листа: наиболее часто задаваемые вопросы.

Информация:

-интервью у ответственного лица предприятия

-работа с документами

-собственный опыт, размышления.

Текстовые особенности:

- текстовая структура – открытая;

- вопросы м.б. выбраны из наиболее часто задаваемых, а м.б. придуманы;

- обязателен заголовок, который д.б. интригующим;

- вопросы д.б. краткими;

- вопросы д.б. направлены на поддержание имиджа организации;

- д. присутствовать полнота ответов и логика;

- д. нести позитивную информацию.

3. Фактологические жанры (факт-лист, биография) содержат дополнительную инф-ию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию в жизни субъекта PR.

*Факт-лист – жанр PR-текста в виде краткого документа, отражающий профиль орг-ии, а также дополнительные данные о фирме, орг-ии.

Факт-лист совмещает в себе черты публицистического стиля и художественного; м. б. стандартной и нестандартной формы; обязательно предназначается для печати. Достоинством является графическое выделение хронологии событий, положенных в основу текста.

Композиция:

1.краткое описание компании (А4, 1 стр.)

2.продуктивные линии компании,

3.направление деятельности,

4.имена менеджеров,

5.место расположения,

6.текущие циклы продаж,

7.перечислить основную продукцию,

8.история кампании (по желанию).

Особенности: не является единым и законченным текстом, а представляет собой набор фактов или тезисов о компании.

*Биография – это жанр PR-текста, представляющий опорную фактическую инф-ию о должностном лице орг-ии.

Используется:

- при кадровой перестановке;

- при инициативных действиях этого лица;

- момент смерти.

Композиция:ФИО год рождения сведения об орг-ии сведения о карьере сведения о профессиональных занятиях – обязательн семейное положение наличие детей увлечения ороскоп

5-10 факультативная инф-ия.

«-» инф-ия дается «штрихпунктирно». Рисуется идеальная картинка, сделан больший упор на эмоциональную сторону, а не на фактическую.