11.Исторические этапы развития связей с общественностью в России.
Наибольшей логикой обладает такой критерий периодизации связей с общественностью в России, как их институционализация. М. Шишкина, Д. Кривоносов, Д. Шишкин начало первого этапа становления ПР обозначили 1988 годом, когда появились субъекты профессиональной сферы. Отечественные исследователи неоднократно предпринимали попытки проанализировать историю становления и развития ССО в России. М.А. Шишкина выделяет четыре этапа развития российских ПР.
Первый этап - (1988-1991 гг.) доинституциональный. Он связан с появлением субъектов профессиональной деятельности, возникновением между ними и обществом соответствующих отношений. Это первичные признаки института. В конце 1980-х годов на гребне экономических реформ в российском обществе появились организации, ориентированные на ССО. Прежде всего, это были соответствующие отделы органов исполнительной власти в г. Москве, СПб и других крупных областных и региональных центрах. В новых информационных услугах стал нуждаться и молодой российский бизнес. На рынке появились первые фирмы, предлагающие PR - услуги. В г. Москве были созданы агентства «Никколо М» и «Миссия Л» (1989 г.) «Имиджленд» (1990 г.); в Петербурге - «Балт-Арт» (1991 г.). Вновь созданные фирмы декларировали услуги и консультации в области ПР, подготовку рекламных кампаний, работу со СМИ, разработку фирменного стиля, создание концепции сценического образа для представителей шоу-бизнеса. Это период был отмечен кризисом рекламы, появлением таких непрофессиональных технологий, как «джинса» (размещение заказных статей и других материалов в СМИ), «черный пиар» (изготовление и размещение сообщений в государственных информационных источниках незаконным путем, нарушение этических норм).
1991-1994 гг. Первичная институализация, то есть стадия формирования начальной организации субъектов. В 1991 г. появилась Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), деятельность которой во многом предопределила развитие отрасли в нашей стране. Согласно Уставу, к членству Ассоциации приглашались российские и зарубежные специалисты, ученые и практические работники, профессионально занимающиеся деятельностью в сфере ПР.
В 1991 г. в государственном образовательном реестре появилась специальность «Связи с общественностью», и подготовка подобных специалистов начиналась в Московском государственном институте международных отношений, а в 1992 г. PR - специалистов стал готовить Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ).
Третий этап или вторичная институционализация (1994 - 1998 гг.) характеризуется принятием 22 ноября 1994 г Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятую членами РАСО. В ней были сформулированы основные требования к специалисту и дан свод принципов профессиональных взаимоотношений с обществом, клиентами и коллегами. Данный этап характеризовался качественным скачком в развитии ПР.
В 1995 г. появляются федеральные законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и др.
В 1997 г. крупные московские агентства «Имиджленд паблик рилейшнз», «Миссия Л», «Тайный советник» и др. приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции, целью которой стало формирование цивилизованных отношений на российском рынке услуг по ССО. Этот документ предписывал честный и откровенный подход к клиентам, невозможность представления в одном лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон, сохранение конфиденциальности полученных сведений. Принятие Хартии означало первый шаг к урегулированию PR-рынка, установлению цивилизованных «правил игры» и защите репутации новой профессии.
На третьем этапе развития связей с общественностью в России проявляются отдельные социально значимые функции института, интегрирующие его в целостную социальную систему. К этим функциям относится своеобразная просветительская деятельность, направленная на популяризацию профессии, распространение положительного PR-опыта, показ социальной роли и значимости деятельности по связям с общественностью. Этим целям во многом стал служить ежегодный, начиная с 1997 г., фестиваль «Дни PR в Москве». Этот корпоративный форум, представляющий собой серию семинаров, конференций, и круглых столов, призван был демонстрировать потенциал российского PR-рынка, новые эффективные технологии, способствовать обмену опытом.
В 1997 г. РАСО стала членом Европейской Конфедерации паблик рилейшнз (CEPR). Признание РАСО на международном профессиональном рынке выразилось в тесном сотрудничестве с Американской PR-ассоциацией (PRSA). В 1999 году была подписана Хартия «Политконсультанты за честные выборы»
С 1998 года начался четвертый этап, завершение
которого М.А. Шишкина не обозначила. Начало и временные границы данного этапа она определила рядом фактов. Прежде всего, дефолт 1998 г., позитивным итогом которого стало развитие отечественного рынка, рождение новых брендов. Выборы Президента России в 2000 г. повлекли за собой существенную реструктуризацию системы власти, поиск новых моделей управления государством, изменения в политической сфере и механизмов политических решений, новых форм общения субъектов власти с аудиторией. В это время активизировалась экономическая и политическая деятельность на уровне регионов. Произошла самоорганизация профессионального сообщества, где уже установились свои привила, нормы, принципы игры [7, С. 152].
В 2005 году в РАСО уже насчитывалось сто сертифицированных специалистов. Общественный характер Ассоциации появляется в том, что она работает в тесном контакте с родственными или смежными профессиональными объединениями - АКОС (Ассоциация компаний-консультантов), Союз журналистов, МЕДИА-Союз, PAPA (Российская Ассоциация рекламных агентств), Ассоциация менеджеров России.
Многие исследователи (Г. Татаринова, М. Шишкина, И. Данченко) считают, что с 2001 года начался новый этап развития связей с общественностью. Так, М.А. Шишкина пишет: «Великий перелом в отношении ПР в сознании топ-менеджмента крупнейшего и крупного бизнеса заметен на протяжении ряда лет. Смысл этого перелома состоит не только в необходимости PR –сопровождения деятельности фирмы, но в осознании приоритетных позиций PR-структур в организации» [13, С. 13]. Фактически автор подчеркивает, что «великий перелом» связан с необходимостью стратегического планирования связей с общественностью, осуществления комплексных коммуникационных кампаний. На смену рутинным задачам по взаимодействию со СМИ, организации специальных событий, имидж-сопровождения первых лиц стали приходить программы репутационного менеджмента, стратегического брендирования, комплексного консалтинга. Конкретным воплощением данного утверждения были события, произошедшие в отрасли в этот отрезок времени.
Новый, пятый этап в развитии российских ПР начинает свое исчисление с 2001 г. Отметим наиболее значимые события этого периода. В 2001 г. исполком РАСО принял первый Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области ССО. Под эгидой Ассоциации в 2003 г. Министром труда и социального развития подписано Постановление о внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в ОКПДТР - «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов». В справочник были внесены характеристики следующих должностей: «Заместитель директора по связям с общественностью», «Начальник отдела по связям с общественностью», «Менеджер по связям с общественностью», «Специалист по связям с общественностью».
В настоящее время под эгидой РАСО ведется образовательная деятельность по переподготовке специалистов по связям с общественностью. С 2002 г. функционирует Образовательный центр имени С. Д. Беленкова. Тогда же был образован и Северо-Западный филиал центра, а в 2004 г. подобный центр в Екатеринбурге. К чтению лекций и проведению семинаров и тренингов приглашаются ведущие практики и ученые России.
В России выходит около десяти специализированных или близких к паблик рилейшнз изданий. К наиболее крупным из них относятся: журналы «Советник», «PR-диалог», «Сообщение», «Пресс-служба», «PR в России» и др. Несмотря на отраслевую конкуренцию, специализированные издания выступают консолидированными партнерами в отстаивании интересов профессии, информационными спонсорами крупнейших PR-мероприятий, содействуют формированию принципов и стандартов профессионального поведения и деятельности в целом.
Помимо просветительской, профессионально-этической и популяризаторской формируются и такие социально значимые функции связей с общественностью, как образовательная и научно-исследовательская PR-деятельность. В России существует несколько десятков центров, ведущих переподготовку и повышение квалификации специалистов по связям с общественностью.
Самостоятельной проблемой является формирование единых подходов к пониманию сущности PR-деятельности в организациях различных типов, сферах деятельности и т. д. Модели PR-деятельности в отечественных организациях продолжают носить преимущественно односторонний характер. Требует дополнительной правовой и организационной проработки система профессиональных норм и предписаний. Одной из первостепенных задач остается формирование позитивного образа самой профессии PR-специалиста. Накопление российского опыта в области связей с общественностью приведет к усложнению критериев периодизации, а сами этапы развития СО будут иметь более длинные временные отрезки, что уже происходит, например, с последним из этапов. Без сомнения связи с общественностью движутся к тому, чтобы стать полноценным институтом современного российского общества.
- Вопросы к государственному экзамену для студентов очной и заочной форм обучения специальности «2011 год.
- 1. Специалист по связям с общественностью: профессиональные и личностные качества.
- 2. Наука о связях с общественностью: предмет, объект, цели, задачи, функции и понятийный аппарат.
- 3.Процедурные технологии связей с общественностью: переговоры, фасилитация и медиация.
- 4. Спонсоринг и фандрайзинг.
- 5. Специальные мероприятия связей с общественностью: основные виды, характеристика.
- 6.Кризисы: типология, сущностные характеристики, управление.
- 1. С точки зрения прогнозов
- 2. С точки зрения последствий
- 3. С точки зрения менеджмента
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 7.Копирайтинг и спичрайтинг.
- 8.Виды пр- текстов для сми.
- 10.Американские и европейские связи с общественностью: история, опыт.
- 11.Исторические этапы развития связей с общественностью в России.
- 12.Организационная структура и функции служб по связям с общественностью на предприятии.
- 13.Функциональные обязанности пресс-секретаря.
- 14.Взаимодействие с государственными органами власти (gr).
- 15.Использование технологии лоббизма в деятельности специалистов по связям с общественностью.
- 16.Содержание корпоративной культуры предприятия.
- 17.Фирменный стиль: понятие и содержание.
- 18.Цели, задачи, сущность брендинга.
- 19.Создание и управление комплексом интегрированных коммуникаций на предприятии.
- 20.Кодексы профессионального поведения и этики специалиста по связям с общественностью.
- 21.Соблюдение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании.
- 22.Понятие общественности в паблик рилейшнз.
- 23.Организация деятельности пресс – службы в государственных и коммерческих структурах.
- 24.Технологии инвестор – рилейшнз.
- 1 Этап.
- 3. Этап.
- 25.Связи с общественностью в условиях кризиса фирмы: последовательность действий. (вопрос 6)
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 26.Работа специалиста по связям с общественностью со слухами
- 27.Медиапланирование.
- 28.Специфика деятельности по связям с общественностью в нефтегазовой отрасли.
- 29.Мерчендайзинг. Btl –технологии.
- 30.Правовое регулирование паблик рилейшнз.
- 31.Рекламное сообщение: структура, форма и процесс создания.
- 32.Основные виды рекламы.
- 34.Характеристика средств рекламной коммуникации.
- 35.История рекламной коммуникации.
- IV Средние века (10-15 в. Н.Э.)
- V. Новое время (16-19 вв.)
- VII. Реклама в Западной Европе (19 век).
- 36.Субъекты рекламной деятельности.
- 37. Оценка эффективности рекламы и связей с общественностью.
- 38. Структура, функции и процесс формирования персонального имиджа.
- 40.Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации.
- 41.Телевизионная журналистика: особенности, виды, способы финансирования.
- 42.Законодательные основы деятельности сми.
- 43.Организация и проведение избирательной кампании.
- 44.Менеджмент коммуникаций предприятия.
- 45.Принципы стратегического планирования в менеджменте коммуникаций.
- 46.Межличностные конфликты. Специфика проявления.
- 47.Роль специалиста по связям с общественностью в разрешении конфликтов в группах и организациях.
- 48.Основные средства коммуникации в организациях.
- 49.Социальные функции массовой коммуникации. Структурно – функциональный анализ массовой коммуникации в системе отношений «смк - общество».
- 50.Семиологический анализ сообщений массовой коммуникации.
- 51.Периодизация и типология социальных эффектов массовой коммуникации.
- 52.Модели эффектов массовой коммуникации.
- 53.Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации.
- 54.Целевая, реальная, потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы исследования коммуникативного поведения аудитории.
- 55.Массовая коммуникация и тенденции глобализации. Концепция «культурный империализм». Понятие «культурное сопротивление».
- 2. Культурный империализм или концепция зависимого развития.
- 3. Плюрализм мировых коммуникаций:
- 56.Государственная служба как открытая система. «Электронное правительство».
- 57.Сми как звено в системе взаимодействия пр-специалиста с общественностью.
- 58.Жанры сми в арсенале специалиста по связям с общественностью.
- 59.Пр- тексты и журналистские материалы: сходство и различие.
- 60.Роль пр- специалиста в создании и наполнении корпоративного сайта.
- 61.Типология и сегментация аудитории с позиций психологии.
- 2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики vals 1.
- 1.В 1989 г. В систему vals были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему была создана новая методика определения стиля жизни американцев – vals
- 62.Роль установки и стереотипа в массовой коммуникации.
- 63.Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к сми.
- 64.Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 65.Психологические исследования массовой коммуникации.
- 66.Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
- 67.Основные жанры пр - текстов.
- 4. Исследовательские жанры.
- 6. Комбинированные pr-тексты (пресс-кит, резюме)
- 68.Пр - текст. Стилистические ресурсы, используемые при его создании.
- 69.Возникновение и современное состояние консалтинга в России (организационно – экономические основы консультирования).
- 70.Современные виды консалтинговых услуг.
- 71.Сущность и цели политического консалтинга.
- 72.Исторические типы связи государственной службы с общественностью.
- 1.Особая роль государства в истории России
- 73.Сми как канал взаимодействия органов власти Тюменской области и населения.
- 76.Внутриличностный конфликт: причины возникновения, способы урегулирования (разрешения).
- 77.Конфликт: динамика развития, способы урегулирования.
- 78.Организационный конфликт: причины возникновения, диагностика, способы урегулирования.
- 79.Методы профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
- 80.Стратегии поведения в конфликте: диагностика и управление.
- 81.Корпоративный имидж: структура, функции, технологии процесс формирования
- 82.Кампания в сфере связей с общественностью: определение, характеристика, типология.
- 83.Основные этапы организации и проведения кампаний в сфере связей общественностью. Бриф кампании.
- 1.Аналитический этап:
- 84.Определение проблемы в ходе аналитического этапа кампании в сфере связей общественностью: постановка цели, определение стратегии и тактики.
- Этап определения проблемы или возможности
- Этап фокусированного исследования
- Этап анализа ситуации
- Этап характеристики и моделирования ситуации
- 85.Оценка эффективности кампании в сфере связей общественностью. Основные параметры эффективности и методы оценки.
- 1.1. Результаты pr-кампании могут быть измерены на трех уровнях:
- 1.2. Уровни оценочных критериев:
- 1.3. Группы методов оценки pr-кампании:
- 86.Коммуникация и ее типы. Межличностная специализированная и массовая коммуникация. Характеристика системы сми.
- Х-ки мк (б.М. Фирсов)
- 87.Основные модели и компоненты коммуникации. Коммуникативные барьеры.
- 88.Устная коммуникация. Коммуникативные функции языка и речи.
- 1.Индивидуально-языковые.
- 2.Соц.-языковые.
- 3.Индивидуально-речевые.
- 89.Невербальные средства коммуникации: их типология и природа.
- 90.Документальная коммуникация. Электронная коммуникация.
- 91.Мифологическая и художественная коммуникация.
- 92. Связи с общественностью, реклама, маркетинг, политика, сми, пропаганда: общее и особенное.
- 93.Мотивация участников коммуникативного процесса.
- 94.Роль информационных технологий в системе менеджмента коммуникаций.
- 95. Особенности пр - деятельности в сфере политики.
- 96.Особенности пр - деятельности в сфере экономики.
- 97.Особенности пр - деятельности в социальной сфере.
- 98.Особенности пр - деятельности в сфере культуры.
- 99.Связи с общественностью как социальный институт.
- 100.Современный рынок рекламы и связей с общественностью.
- 101.Использование интернет - технологий в связях с общественностью
- 102.Технологии медиарилейшнз.