logo
ГОСЫ-2011

49.Социальные функции массовой коммуникации. Структурно – функциональный анализ массовой коммуникации в системе отношений «смк - общество».

МК - процесс распространения инф.(знаний,дух.ценностей,правовых норм) с помощью тех.средств (пресса,ТВ) на численно большие рассредоточ.аудитории с целью влияния на поведение,мнения, суждения людей. Структ-фун.анализ-метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем.

В силу того, что термин “функция” принят как в научных дисциплинах, так и в повседневном языке, существует множество его определений. Важно иметь в виду, что структурно-функциональный “про­филь” СМК определяется во мно­гом социокультурными, поли­­тико-эконо­ми­чес­­кими осо­бен­ностями конкретного обще­ства, его структурой. В этой связи следует различать явные и латентные функции, дисфункцию СМК, сходство и различие естественных и искусственных коммуни­ка­тивных систем. В социологии термином «социальная функция» обозначают те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению социальной системы. Соответственно “дисфункция” - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию социальной системы.

“Явные функции” - это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы, и которые входили в намерения и осознавались участниками системы.

“Латентные функции” - это те объективные последствия, которые не входили в намерения и не осознавались участниками системы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СМК:

1.Функция присвоения статуса.

СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям, общественным движениям. СМК наделяют престижем и усиливают власть индивидов и групп, те или иные группы признают законным свой статус, то есть легитимируют. 2)Укрепление социальных норм.

СМК могут инициировать организованное социальное действие показом условий, отличающихся от общественной морали. СМК служат утверждению социальных норм.

3)Дисфункция наркотизации.

СМК разносторонне информируют людей, и потребление информации занимает все больше и больше времени, но, чем больше человек получает информации, тем дольше он не замечает своей оторванности от восприятия решений и действий. Он рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности, как замещающее действие. Человек отождествляет знание о проблемах с действием в отношении решения этих проблем. СМК могут быть отнесены к одному из видов эффективных наркотиков.

При рассмотрении данной темы следует учитывать, что с позиций структурно-функционального подхода анализ массовой коммуникации имеет два направления: во-первых, массовая коммуникация как конкрет­ный вид деятельности, институт и, во-вторых, анализ массовой коммуникации с позиции ее воздействия на общество.

Функции МК по отнош. к обществу:

1.информационная (СМК информирует о событиях и явлениях)

2.социальной связи (комментирование и интерпретация событий; поддержка существующих норм и властных отнош.);

3.обеспечение преемственности (выражение и поддержание образцов доминирующей культуры);

4.рекреативная (создание возможности для отдыха, снижение соц. напряженности);

5.мобилизация (организация компаний в связи с актуальными целями в политике и экономике, соц. сфере).

Ф-ции МК - индивидуальный уровень:

1) Информационная (через СМИ чел-к узнает о явлениях и событиях);

2) личностной идентификации (подкрепление индивидуальных ценностей, идентификация с ценностями других, получение сведений о моделях поведения);

3) ф-ция интеракции (равновесия) и соц. общения (СМК оказывает помощь в реализации соц. ролей).

4) ф-ция развлечения.

При анализе структурно-функциональных моделей массовой коммуникации целесообразно, прежде всего, определить ключевой элемент функционирования системы, способствующий поддер­живанию ее в состоянии равновесия (финансы, характер взаимодействия коммуникатора и аудитории и т.д.).