logo
ГОСЫ-2011

51.Периодизация и типология социальных эффектов массовой коммуникации.

МК-процесс распространения инф.(знаний,дух.ценностей,правовых норм) с помощью тех.средств (пресса,ТВ) на численно большие рассредоточ.аудитории с целью влияния на поведение,мнения, суждения людей. Эффект.МК-отношение достиг.результатов и предварит.намеченной цели.

Эволюция исследований эффективности МК происходила в направлении выделения связи личности с внешней средой, а также влияние МК на поведение чел-ка, соц.гр., организ.,общ-ва.

Периодизация:

1.Нач.20в.по1930г.Появл.перв.теоретич.выводы о возмож.влияния СМК на установки, ценностные ориентации, поведения людей и носили в осн.психологич.хар-р. Господ. убеждение, что СМК оказывает прямое, немедленное и результативное воздействие на повед.чел-ка.

2.1930-1950гг.В этот период считалось, что эффект.СМК зависит от межличност.контактов, к-ые имеют б.значение для распрост.фактов и мнений в обществе. В этот период предложена модель «двухшаг.влияния». СМК=>индивид.мнений=>ост.аудит.

3.1950-1960гг..Окончательное оформ.и утвержд.концепции «медиацентриров.позиции», при к-ой воздейств.роль МК считалась главенствующей,формир.сознание и поведение аудитории. Активная роль отдавалась либо коммуникатору, либо «лид.мнений».

4.1960-1970гг. Влияние МК на установки и мнения людей опосредованного хар-ми аудитории. Одель огранич.воздействия предполагала учет в коммуникац.процессе позиционир.группы, селективность информации. Исследов.пришли к выводу, что степень влияния ими оказ-ся некое среднее.

5.1970-... Исследователи стали подходить с человекоцентриров. Подхода, согласно к-му реципиент стал рассматриваться как активный соц.субъект.

Можно выделить две осн.гр.критериев эффективной деятельности СМК:

1.Духовного плана отражются через изменения в сознании чел-ка (знания, убеждения, идеалы).

2.Критерии практич.плана, свидетельствующие об изменении поведения, деят-ти, образ.жизни.

Рез-ты, к-ых добиваются СМК-это эффекты (конкрет.изменения/в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как: 1)возникновение новых «образований»; 2)коррекция, развитие, дополнение уже сущест. «образований» у аудитории; 3)переоценка, опровержение,вытеснение осознанного состояния как ложного для нее,вредного.

Именно система эффектов, к-ых желает добит-ся то/иное СМК и опред.задачи и сов-ть целей СМК. Сущ-ет прямая связь м/д содерж.и отнош. К ним.

К числу эффектов относится: утилитарный-удовлетвор.от получ.инфы для решения жизненых практич.задач;эмоциональный-удовлет.от эмоциональной разрядки, компенсации эмоцион.недостаточности;когнетивный-эф.удов.познават.интереса, когда реципиент,получив новую инфу субъективно чувствует себя хорошо информированным; эф.усиления позиции- удовлет.от инфы подтверждающий мнения, суждения, взгляды чел-ка по какому-то вопросу; престижный-удов.от инфы утвержд.ценности и позиции соц.гр.к к-ой принадлежит или стремится принадлеж.; эстетический-удовлет.от восприятия прекрасного, эстетич. обогощения; эф.комфорта-удовлетворение от снятия личного напряжения.