logo search
госы! (1)

7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.

Досрочные выборы президента Российской Федерации 26 марта 2000 года были назначены Советом Федерации 5 января 2000 года в связи с отставкой Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 года.

12 кандидатов были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации:

Кампанию блока «Единство» на парламентских выборах 1999 года и уже тогда начавшуюся кампанию В.Путина можно рассматривать как единое целое. Они представляют собой классический пример использования положительной динамики образа и эффекта «медового месяца». Рос рейтинг премьер-министра Путина. Вторая Чеченская кампания дала старт его образу «спасителя» и открыла его «медовый месяц». Для победы на выборах в Думу, «Единству» необходим был образ Путина для поддержки и чтобы наполнить свою кампанию содержанием. По такой же схеме победил Путин. После отставки Ельцина, его уже не отождествляли с прошлой властью. Большое количество подвижного электората, образовавшееся перед выборами, как раз приняло концепцию «медового месяца», что позволило Путину победить еще в первом туре выборов.

Назначая, Путина премьер-министром, Ельцин объявил, что видит в нём своего преемника. Во время первой встречи с журналистами Путин заявил о намерениях баллотироваться в президенты. Всё большее количество россиян высказывали одобрение и поддержку действий Путина. Особенности кампании Путина:

- Рейтинг популярности нового министра перевалил за 70%.

- Путин твёрдо высказывался в пользу рыночной экономики, отверг идею собственности и национализации предприятий.

- Важнейшим условием подъёма экономики признавалось снижение налогов на производство прибыли и доходы граждан, социальная политика должна быть реалистичной и адресной.

Не было предвыборных обещания, были конкретные дела на посту премьера и и.о. президента

- Создание многочисленных медиасобытий, которые широко освещались в СМИ

- Расходы на кампании были скудными, практически не было телерекламы, многие пытались «обойтись» бесплатным эфирным временем.

- Безальтернативность выборов 2000 г. сказалась на рекламных кампаниях остальных претендентов. - Российская элита единодушно высказывала поддержку главному претенденту. Губернаторы и лидеры бизнеса соперничали друг с другом в демонстрации лояльности Путину, и пресса с удивлением констатировала, что самые могущественные олигархи склонили перед ним головы.

Изначальные и уникальные преимущества основного претендента — В. Путина — его позиция исполняющего обязанности президента и то, что он являлся новым политиком на привычной российскому избирателю политической арене, были окончательно закреплены масштабной и интенсивной ПР-кампанией, изобиловавшей информационными поводами и новостными событиями.

Вновь оказался «на высоте» В. Жириновский, умело использовавший в качестве бесконечного информационного повода отказ Центризбиркома в праве его участия в избирательной кампании. Он «сумел продемонстрировать публике такой арсенал приемов и такой набор предвыборных масок, что это вызывает только профессиональное уважение у многих экспертов, совсем не разделяющих его политических взглядов». Эксперты положительно оценили кампанию лидера КПРФ Г. Зюганова, отметив позитивные и прогрессивные изменения в его имидже, высокую медиаактивность, креативность ПР-акций.

На выборах 26 марта 2000г. В.В. Путин был избран Президентом РФ. Победа была полной и безоговорочной. К избирательным урнам пришли 68,7% избирателей. Путин, обыгравший всех уже в первом туре, собрал 52,9% голосов. Выборы показали, что россияне утратили веру в политиков-ветеранов, занимавших ведущие места в политической элите на протяжении, как минимум, 10 лет и не оставивших у большинства соотечественников сомнений в своей неспособности быть эффективными общенациональными лидерами. Среди ведущих кандидатов в президенты Путин был единственным, кто не только не исчерпал кредита доверия большинства избирателей, но даже внушал определённые надежды на разрешение драматических социально-экономических и политических проблем.

8. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2008 г.

Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта.

Зарегистрированные кандидаты:

И еще 14 кандидатов были не зарегистрированы или сняли свои кандидатуры.

10 декабря 2007 около 14-00 было объявлено, что на совещании партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия и «Гражданская сила» и президента т. н. «преемником» Путина определён Дмитрий Медведев. Путин прокомментировал его выдвижение как:

«Что касается кандидатуры Дмитрия Анатольевича Медведева, я знаком более 17 лет очень близко с ним, и целиком и полностью поддерживаю эту кандидатуру»

Пожалуй, впервые в истории страны президентские и парламентские выборы были так тесно связаны друг с другом. Не столько по времени (такое случалось и раньше), сколько по смыслу. Именно в ходе парламентских выборов были сформулированы основные тезисы идеологии действующей власти, выслушаны, приняты или опровергнуты аргументы ее противников, признаны ошибки и сделаны выводы, в том числе организационные.

Первое, что бросается в глаза, так это наличие в нынешней кампании только одного действующего лица, которое "ведет" игру, определяет ее рисунок, темп, направление. И расположено это лицо за пределами игрового поля. Кремль, президентские структуры режиссируют предвыборный спектакль, пытаются подобрать наиболее удачную интригу для него, найти актеров на разные роли.

"План Путина" стал фактически программой "Единой России" на выборах в Госдуму. Владимир Путин возглавил избирательный список ЕР, а Дмитрий Медведев принимал в кампании самое активное участие. После парламентских выборов и до президентских "План" был оформлен документально как "Стратегия развития России до 2020 года".

Главным стратегическим ходом стала операция «Преемник», только в отличие от выборов 1999-2000 гг. Медведев был личностью уже известной широкой публике, с устоявшейся репутацией. Выступление, получившее название "Четыре "и" Дмитрия Медведева" (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции), стало изложением основных тезисов предвыборной программы главного кандидата.

Медведев смог расширить свою электоральную базу за счет также "Справедливой России", которая, как известно, выступила в его поддержку за счет электората "Гражданской силы" при всей его немногочисленности. В основе Медведева - электорат "Единой России", но он заметно расширился за счет "справороссов" и либералов. В 2008 году на посту Президента большинство электората хотели бы видеть Владимира Владимировича, поэтому Медведеву сделали такой образ, который будет включать в себя основные черты действующего президента. Поэтому PR специалисты применили технологию "Эффект контраста и подобия". Как бы народ не любил образ Путина, создавать его копию не имело смысла, а вот сформировать образ, олицетворяющий его, было просто необходимо, что политтехнологи с успехом и сделали.

Предвыборная агитация

Пример средства по повышению явки на региональном уровне.

Дмитрий Медведев совершил турне по стране, посетив около 20 городов. Причём он не оставил должность вице-премьера, то есть отличить рабочие поездки от агитации было проблематично.

27 февраля 2008 года в Нижнем Новгороде Дмитрий Медведев заявил, что он принесёт пользу стране вместе с Владимиром Путиным, согласившимся стать премьером в случае победы Медведева.

Пожалуй, такую избирательную кампанию можно назвать самой умеренной, по сравнению со всеми предыдущими. Она не была традиционной, ведь практически не транслировали агитационные ролики на телеэкранах, не было печатной продукции, практически отсутствовали билборды и растяжки. Но, продукцию такого рода создали и запустили партия власти "Единая Россия" и сам Центризбирком, чтобы побудить избирателя выполнить свой гражданский долг – прийти на выборы 2 марта и выбрать свое будущее. Напрямую это, конечно же, не была кампанией Дмитрия Анатольевича, но она была направлена на повышение явки избирателей, тем самым увеличив шансы преемника на победу. В целом кампания была очень тихой, а главное экономичной: только по 2 билборда на город (в регионах), 2 агитационных телеролика и 4 видеоролика, размещенного на сайте кандидата. На плакатах были изображены Владимир Путин и Дмитрий Медведев и девиз "Россия – вперед!". Отличительной чертой было то, что количество плакатов компенсировалось их размерами. Возле Кремля, на строящейся тогда гостинице "Москва", развевались гигантские "Медведев и Путин".

И только за две недели до выборов, PR кампания кремлевского кандидата как будто активизировалась. На общенациональных каналах появились ролики Дмитрия Медведева, агитационный эффект подкрепили билборды на дорогах. Сам Дмитрий Анатольевич же стал встречаться со своими сторонниками.Тогда он уже начал выступать не только как первый заместитель Правительства РФ, но и как настоящий кандидат. В одном из роликов Медведев появлялся вместе с самым влиятельным политиком, действующим президентом Владимиром Путиным, лозунг гласил "Вместе победим!". В другом ролике политтехнологи представили на суд зрителю нарезки мнений таких же как он – зритель простого населения страны: учителей, врачей, обычных работников и, конечно, знаменитых людей страны (Чичваркин, Леонов, Третьяк). И все агитаторы напоминают, что на эти выборы Медведев идет вместе с Путиным.

Геннадий Зюганов совершил несколько поездок в регионы и выступил в нескольких предвыборных митингах. В основном КПРФ пыталась вести борьбу с доминированием Медведева в СМИ. Коммунисты подавали несколько жалоб в ЦИК на тотальное превосходство Медведева на телевидении, однако все их Центризбирком отклонил, сославшись на то, что они «не имеют под собой законных оснований».

Оппозиционные силы призвали к бойкоту выборов. К бойкоту призвала «Другая Россия» (Каспаров, Касьянов), затем зарегистрированные партии СПС и «Яблоко» (Буковский), после этого с призывом не ходить на выборы к избирателям обратилась партия не допущенного к выборам Касьянова НДС, назвав эти выборы «недемократической процедурой». СПС поддержала активную форму бойкота, призвав собирать подписи в поддержку игнорирования выборов или портить или уносить бюллетени. ЦИК предупредил оппозиционеров, что такие призывы могут быть «уголовно наказуемы».

Многие правозащитные организации заявили о нарушениях в ходе избирательной кампании, таких как принудительное голосование и незаконная агитация, в том числе и в «день тишины».

Результаты выборов

По опросам ВЦИОМа Медведев получил 69,6 %, Зюганов — 17,2 %, Жириновский — 11,4 %, Богданов — 1,5 %. По результатам эксит-полла ФОМ Медведев получил 67,4 %, Зюганов — 19,5 %, Жириновский — 10,5 %, Богданов — 1,4 %