logo search
госы! (1)

5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.

Одним из самых значительных факторов формирования образа и имиджа России являются культура, в самом широком смысле, и реальная повседневность, с ее привлекательными и отталкивающими сторонами. Они могут в определенных ситуациях перевешивать влияние, к примеру, неблагоприятного развития отношений между странами.

Если говорить о культуре, то известно, к примеру, что положительный образ России в глазах японцев держится сегодня на плечах представителей русского искусства. Ростропович и Псиваков, Гергиев и Кисин, Ананиашвили – российская культурная экспансия в Японии сегодня ограничивается этими именами. Правда, в последнее время японцы благодаря соотечественникам – славистам познакомились с переводами современных российских литераторов, в частности, Пелевина и Сорокина.

Если же говорить о повседневности, то здесь показательны результаты комплексного исследования «Образа Москвы». Его задачей являлся аналих восприятия иностранными гражданами, живущими и работающими в столице, специфики жизни Москвы, выявление позитивных и негативных факторов, связанных с архитектурой, экологией, городской инфраструктурой и влияющих, по мнению экспертов, на общее восприятие иностранцами условий жизни в Москве.

В качестве экспертов, чьё мнение легло в основу анализа, выступили представители крупных зарубежных, торговых представительств, сотрудники посольств, культурных фондов, информационных агентств и средств массовой информации, исследовательских организаций, университетов. Экспертам предлагалось рассказать, с чем ассоциируется для них русская и российская культура.

- литература золотого и серебряного веков: Достоевский, Толстой, Пушкин, Чехов, Булгаков, Есенин, Бунин, Мандельштам, Гумилев, Блок, Маяковский, Солженицын, Сорокин.

- Музыка 19 в. Считается, что без русской классической музыки не было бы современной классической музыки. Также способствует позитивному имиджу церковная и народная песня. Композиторы: Мусоргский, Чайковский, Шнитке, Шостакович.

- Театральное искусство: Станиславский (русская театральная школа), Мейерхольд (экспериментальный театр) и Чехов (специфическое направление в драматургии)

- Киноискусство: Эйзенштейн, Тарковский.

- Изобразительное искусство влияет меньше предыдущих, но можно назвать такие фамилии: Кандинский, Малевич, Шагал. Российское авангардное искусство внесло самый решающий вклад в этой области.

- Стереотипы, связанные с народными традициями и обычаями: праздники, матрешки, блины, баранка, водка.

- Космические исследования: спутник, Гагарин.

- Музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский музей.

- Из московских театров самым известным оказался Большой театр, Малый театр, Театр на Таганке, Сатирикон, Ленком, театр Маяковского, МХАТ, ТЮЗ.

- За эстрадной поп-музыкой живущие в Москве иностранцы практически не следят и концерты музыки этого направления посещают крайне редко, однако имена наиболее популярных российских эстрадных исполнителей части опрашиваемых известны: Пугачева, Киркоров, Орбакайте, Газманов, Линда. Эксперт из Латвии смог назвать Лещенко, Кобзона, Гурченко, Леонтьева.

- Большая часть иностранцев, проживающих в России считают, что Москва – один из крупнейших культурных центров мира (как Лондон, Париж , Нью-Йорк) и говорят, что у Москвы больше плюсов, чем у вышеназванных столиц с точки зрения.

- Позитивные оценки архитектурного облика города в целом преобладают, однако можно заметить, что у ряда экспертов, считающих, что отличия Москвы от других крупных западных городов настолько велики, что их нельзя сравнивать. Бессистемное смешение стилей, нет единства.

- Скульптуры и памятники, которые выделили эксперты: мемориальный комплекс на поклонной горе в целом, композиция Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», памятники на новодевичьем кладбище Хрущеву, памятник Высоцкому, скульптура «Рабочий и колхозница», памятник Гагарину.

- Только 5 человек из 40 считают, что экология в Москве хуже, чем в других западных городах.

- Цены на квартиры высокие, но качество новых домой плохое. Гостницы дорогие, севис плохой, а комфортабельность ближе к среднему. Отсутствуют рестораны среднего звена (быстро и недорого). Уровень безопасности выше среднего. Цены на бензин ниже, чем в Европе, но качество сомнительное. Ужасная организация движения транспорта.

Дополнительно:

До 15-го века к нам часто приезжали купцы с востока. С запада – мало купцов потому что мыне представляли интереса для европейских купцов (1. Мы – часть Золотой Орды, нас считали монголами. Поддерживали контакты только с Новгородом и Псковом, которые не считали частью Золотой Орды. Здесь покупали пушнину, соль, ремесленные товары, пенька, мед, воск, лес – все для строительства кораблей 2.все письменные источники в Европе о России делается акцент на отличия России от Европы: культуры, религии (наша религия без теологии), что у нас нет сильных городов, нет автономной церкви, у нас нет цехов и сословий, нет ничего, кроме института насилия, который самого простого и примитивного типа ).

Англия. До 18 века практически не было научных трудов. В основном это были мемуары путешественников. Но мы же торговали с Англией, но тем не менее очень долго английские историки не занимались Россией. Английский язык не был распространен в России. В 18-м веке Петр ввел немецкий язык, вторую половину говорили на французском, в редких случаях в гимназиях начали преподавать английский. Переводной литературы тоже было мало. Заимствований из русского языка в английском очень мало: 67 слов (царь, погром, аппаратчик, интеллигенция, спутник и др). Путешественники начали писать в 16-го века. Самые известный: Ричард Ченслер, его путешествие было крайне опасным – это первый материал о русских для англичан и и менно они начали формировать базовые региональыне британские мифы. Основные моменты: - северная суровость Московии

- суровость московитов (не русских), о том, что мы приспособлены жить без солнца

- подчеркивает уникальные особенности собственности власти России. С однйо стороны русские всегда демонстрируют гостеприимство, но все, что они делают, они делают с разрешения высочайшего позволения. Они отказываются от торговых сношений, если не имеют на это согласия короля.

- В этой стране нет собственности: у крестьян ничего нет, все во власти Бога и князя.

- Ценность свободы московиты воспринимают иначе, чем англицане.

- Подчеркнуто плутовство русских, он пытается найти причину и оправдывает это плутовство крайне жестоким обращением с ними. Этот народ по природе склонен к обману и только сильное битье может обуздать его. Подчеркивает мысль, что это у них от византийцев (человек, с которым очень сложно везти беседы: «он фальшив, как пена морская, и остер, как острие булавки», это очень хитрый политик – слова Наполеона о Николае).

- так как князь и его король плохо относятся к народу, народ ищет способ обойти это

- отмечает черту русского отдыха: нигде не видел бОльшего пьянства.

- описывает страну, как страну несметных богатств. В том числе говорит о человеческих ресурсах

- говорит о военном могуществе гос-ва

- говорит о России, как о стране контрастов: нищета и роскошь.

Позже тема пьянства и контрастов будет повторена Джером Гарсейем, котоырй прожил в России более 20 лет (конец 16-го века) – предприимчивый английский купец. Составил первый русско-английский словарь. Высоко ценил богатство русского языка. Говорил об углмости, гурбости нравов и грубости одежды.

Адам Олиарий (17 век) оставил достаточно беспристрастное описание России, который написал, что русские не знают слова свободы, но хотят полной воли. «русские похожи на бородатых детей» - взрослый человек с детских поведением.

Английские путешественники отмечают то, что отличает от Англии.

После Петра Первого Россия меняет свой облика глазах Запада. Речь идет о блестящих победах над Швецией и не только на суше, но и на море (Северная Война). Именно здесь мы стали утверждаться, как морская держала, не было торгового флота, но был ВМФ. В это время мы стали продавать не только лес, древесину, пеньку, канаты, но и парусное полотно, мы вывозим железо. Все это меняло образ в Европе. Постепенно Европа приходит к мысли, что Россия может сидеть за столом переговоров (до этого мнение просто учитывалось). С петровских времен постепенно увеличивает кол-во иностранцев. Развивается книгопечатание. Немного увеличивается грамотность.

У иностранцев были проблемы во время путешествий в России, все сведения они получали от элиты.

Самая известная книга: Жана Батиста Жузефа Деламартиньер (префлодим Бретон) писал в первой четверти 19-го века. Назвал 2 основных предмета русской культуры: водка и топор. Это люди с самым крепким в мире здоровьем, если бы не их водка, они бы жили так долго, как библейские. Говорил, что топор – любимый инструмент. Пишет о пристрастности к баням, говорят, что из-за частых бань мы часто болеем. С восхищением говорит о русской бане. Для иностранцев баня – экзотика, но подчеркивают архаизм этого.

В конце 18-го в Европе выходит несколько этнографических описаний и впервые с иллюстрациями, при этом эти описания прежде всего они описывают народы, населяющие Россию, с этого времени европейцы осознали, что Россия многонациональна, появляется нормальное представление о России. Описываются костюмы, быт, фольклор разных народов. Пишут: Бритон, Иоганн Готлип Георги, Рехберг – они жили, путешествовали, знали не толкьо Москву, но и провинцию. Писали об огромного кол-ве азиатских народов. Но стереотип о России, относился только к русским, как титульной нации.

Маркиз Астольф де Кюстин. Его пригласили в Россию за деньги, чтобы он прославил Россию на Западе, но он ответил черной неблагодарностью. Он написал сочинение «Росси в 1839г», где отметил, что страна устроена так, что не один иностранец не может разъезжать по ней безопасно, на это требуется согласие власти, говорит, что это восточная политика, это скрывается под маской европейской воспитанности, говорит, что это оличительная черта, в нас присутствует недоцеивилизованност. Пишет, что русские до сих пор верят в действенность лжи. Говорит о том, что власть их так угнетает, что они по неволе должны прибегать к уверткам и плутовстве. Пишет, что власть в этой стране до сих пор не поняла преимуществ свободы даже для себя самой, не говоря уже о своих подданных. Снова говорит. Что вызывает в памяти византийцев. Если мерить величие цели количеством жертв, то этой нации бесспорно нельзя не предсказать господство над всем миром. Русских народ безмерно ловок. Соединение европейского ума и науки с духом Азии. Восхищается С-Пб, видно, что он любит этот город, потому что он похож на европейские города. Пишет о том, что в России все рабы и не только простолюдины, но и «сановные рабы». Царь в России может быть любимым даже если он не щадит своих подданных. Герцен назвал это сочинение самой занимательной и интересной книгой написанной о России иностранцем. Кюстин после поездки в Россию стал либералом. Кюстин ввел понятие «потемкинские деревни». Стереотипная черта: сочетание несочетаемого. Во все времена в Европе восхищаются и боятся.

Российской правительство было недовольно. Посланники от России в Европе получили указ организовать антикюстиновское движение в Европе. Планировалось привлечь писателей с репутацией, деятелей культуры, «нужно начертать им программу и план, чтобы они знали как действовать» и вообще сломить общественное мнение не удалось. Книга де Кюстина была широко распространена.

Наш негативный образ служит мотивацией европейцам: цените то, что у вас есть. Потмоу что в россии без европейских свобод плохо.