logo search
госы! (1)

3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.

Противостояние своего и чужого существует столько же лет, сколько существует человечество. Разделение людей на племена, роды, семьи.

Причины генезиса: расы, языки, этносы (расовое разделение осознается глубже этнического).

Гюстав Мюрдаль доказал, что для афроамериканцев на первом месте стояла экономическая дискриминация. И только на 6 месте сексуальные отношения с белыми. Это в 1944 году.

С помощью категорий свой-чужой люди упорядочивают собственный жизненный опыт. Опыт подсказывает, что люди создают мир человеческих взаимоотношений, которые регулируются обычаями, традициями, нормами, и т д. при контакте с незнакомой культурой ее носитель, автоматически нами относится к чужому. Преимущественна оценка – негативна.

В памяти каждого формируется три образа:

личный - образ в котором человек видит себя

образ своей общности – семейную, социальную

образ чужого народа или социума –

Чем больше эти три образа рознятся – тем больше проблем возникает между людьми.

В России понятие «немцы» (не говорящий по-русски) до 16 века всех иностранцев, закрепилось в 16 век при Немецком княжестве.

Рассы

Если прямо противоположными оказываются стереотипы своего и чужого, то то создает почву для еще бОльшего конфликта.

В процессе осознание себя отдельным этносом, происходит противопоставление: мы – они, понимание своего и чужого. Пример: с немцами – они называют себя «доич» - «люди», а мы называем их немцами – «немые». Речь идет о том, что всех иностранцев до XVIв. Называли немцами и только после этого века названия закрепляются за выходцами из германских княжеств. В фольклоре «чужой»всегда непохож на человека (хвост, рока, другой цвет волос, от чужого всегда пахнет), потому что мы – «люди», а другая общность – «нелюди». Это всегда какая-то «нечистая сила» - это понятие имеет глубокие психологические корни еще от первобытного общества. Эти мифические черты – стереотип. Чужие обычаи кажутся странными и нелепыми, а порой даже оскорбительными. Различия вытекают не только из различий темперамента, но и из прошлого культурного опыта. Проблема возникает, когда настороженное отношение к чужим обычиям перерастает в устойчивую, негативную установку по отношению к жудому и это приевращается в этническое обеждение. Все это сочетается снашим быловым знанием о соседях. Этнические стереотипы способствуют интеграцию. Стереотипы: - удовлетворяет нашу потребность в лени, т.е. наименьшем потреблении информации

- сплачивает этнос по отношении к чужим

При встрече с другими цивилизациями, каждый пытается найти чужому нишу в собственной истории.

Традиции чужого всегда воспринимаются неестественно, кажется, что они нарушают Богом установленные традиции и порядок.

Мы говорим «чужой» - это не зависит от культуры и уровня знаний человека. Это инстинкт.

Образ чужого часто приспосабливает к нуждам и интересам своего, чтобы оправдать его завоевание или подчиненное положение в своем обществе.

Рассовые различия, как правило, предопределяют формирование негативного образа чужого. Это происходит на уровне индивидуального и коллективного бессознательного и мало зависит от правительственных усилий в попытки формировании положительного имиджа.

Язык.

Когда 2 народа говорят на одном языке, отношения между ними складываются достаточно благожелательно. (пример: США, Англия – У.Черчиль; Герамания – Австрия;). Исключения только в том, случае, если между ними не лежит конфессиональных различий (пример: Индия: пенджаба-сидхи, пенждаба-мусульмане и др).

Близкие по языку народы склонны создавать более позитивные образы чужого. Разноязычные народы формируют более негативный образ

Религия

Пример: католики-протестанты; Во Франции католики-гугеноты. Сегодня в рамках борьбы с террором противостояние ислама и христианства становится все больше актуальным. Для мусульман образ «чужого» - образ христианина и наделяется образом нечистой силы, что вполне вписывается в религиозную картину мира. Чужого, в отличие от чуждого, следует просветить и привлечь – это входит в структуру веры мусульман.

Сегодня христианина мусульмане воспринимают, как чуждого – с ним все методы борьбы допустимы, их уже нельзя просветить и привлечь. Это противоречит исламским традициям.

Европейский образ жизни основанный на технических достижениях осознается мусульманской улицей, как нечто чуждое, враждебное исламу. А для христиан в европейских странах образ чужого все больше становится образом террориста-мусульманина. У христианина нет градации: чужой-чуждый.

Географический фактор

Если речь идет о соседнем народе, которые не отделен труднопреодолимыми расстояниями и контакты не затруднены, то образ чужого будет скорректирован, он не «чужой», а «иной» (Пример: россия и поляки – даже несмотря на конфессиональную разницу). А если есть географический барьер, то различия усиливаются.

Мигранты в европейских странах воспринимаются, как конкуренты на рабочие места.

Образ «чужого» на протяжении времени меняется (либо нейтральный, либо отрицательным) в зависимости от остроты межрассовых, межгосударственных, межконфессиональных отношений.

Трудно соединить свой собственный образ со стереотипом о культурном сообществе.

- хорошо, если есть возможность показать: меняется образ или нет