15.Использование технологии лоббизма в деятельности специалистов по связям с общественностью.
«Лоббирование - это технология, заставляющая партнера или конкурента принять решение, необходимое в данный момент тем, кто это решение продвигает». Технология сочетает в себе и контакт с чиновниками, и психологическое воздействие, и PR-акции, и финансовые или маркетинговые рычаги. Однако любой из этих приемов остается только приемом, одним из многочисленных действий ради успеха, до тех пор пока он не будет встроен в рамки стратегии пошагового продвижения.
Процесс лоббирования состоит из нескольких этапов: постановка цели лоббирования; поиск посредника (того, кто будет разрабатывать и реализовывать стратегию); уяснение им цели, согласие или отказ от заказа, уточнение цели; сбор информации о держателе и оценка ситуации; разработка стратегии, выбор каналов информации; воплощение и достижение цели; выполнение обязательств претендентом.
Лоббисты преследуют следующие цели:улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций;следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств, ведомств в тех сферах, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного круга;активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях;влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий;заблаговременно информируют законодателей и достигают понимания с их стороны особенностей работы организаций, действующих в определенном избирательном округе.
В рамках юридического подхода "лоббизмом" будет называться многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений… с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов . (К примеру, корпоративные лоббисты занимаются инициированием принятия либо отклонения тех или иных решений, влияющих на извлечение прибыли, расширение производства, оптимизацию фискальной политики и иных целей коммерческого характера).
Переходим к вопросу о подходах к лоббизму , как к деятельности … (Сразу скажу, что ни один подход не существует в "чистом", идеальном виде, что есть различные варианты сочетания подходов с преобладанием той или другой концепции). Я бы выделил следующие основные подходы (на мой взгляд, они все в той или иной степени отражают действительность):
Психологический подход: лоббизм - манипулятивно-психологическое взаимодействие с чиновниками.
Системно-функциональный (институциональный) подход: лоббизм - институт (или функция) политической системы , обеспечивающая взаимодействие субъектов политической интеракции. Лоббизм - средство поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли, Мэдисон, Трумэн). В рамках данного подхода, лоббизм можно рассматривать как деятельность, которая дополняет процесс выборов .
Инструментальный подход: лоббизм как набор методов и технологий влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.
Процедурный подход: лоббизм - как органический элемент системы бюрократических правил и процедур принятия решений во властной системе.
Плюралистический подход: лоббизм - это деятельность, где все лоббисты являются полноправными участниками системы выработки и принятия ответственных государственных решений.
Корпоративистский подход: лоббизм - это деятельность, в ходе которой лишь немногие (а именно, наиболее влиятельные ) группы имеют реальные рычаги влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.
Коммуникационный (информационный, субсидиарный) подход: (теория Р. Холла) в целях экономии ресурсов (в т.ч. временных) чиновник доверяет лоббисту статус поставщика (информации, контактов, интеллектуальных ресурсов и пр.). Таким образом лоббисты делают возможным для чиновника осуществлять свои функции более эффективно. Сами лоббисты получают за это прямой выход на лицо, принимающее решение.
Официальное оформление лоббизма в системе отношений с властью исследователи относят к 1946 г., когда в США был принят закон о федеральном регулировании лоббирования. Во Франции Ассоциация советников лоббизма была создана в 1991, а до этого функции лоббирования выполняли ПР-агенства.
В России цивилизованный социальный институт лоббирования формируется медленно, и в глазах широкой общественности представители лоббистов, как правило, обладают отрицательным имиджем.
В современном цивилизованном лоббировании выделяют 4 стратегических направления:
- оказание влияния на формирование законодательства с помощью донесения до депутатского корпуса интересов соответствующих территорий и отраслей;
- оказание влияния на решения органов исполнительной власти с помощью подготовки вариантов решений и распоряжений, участия в обсуждениях, работы со СМИ и общественностью.
- участие в формировании Органов законодательной власти с помощью выдвижения, а так же финансирования избирательной кампании «своих» кандидатов;
- организация влияния на кадровые назначения в органах исполнительной власти;
Методы:
- организация встреч, семинаров, конференций;
- подготовка писем;
- подготовка проектов соответствующих законов, указов, распоряжений;
- работа с перспективными молодыми политиками;
- персональные контакты с органами власти;
- проведение съездов, конгрессов, совещаний с участие представителей органов власти;
- предоставление профессиональных советов и т.д.
Как правило, последовательную лоббистскую деятельность ведут в России крупные объединения предпринимателей. Для выживания предприниматели создают союзы, ассоциации, объединения.
Удачным примером эффективности такой деятельности стала акция Российской ассоциации туристических агентств, объединяющих около 200 агентств. В 1995 году эта ассоциация сумела добиться двух радикальных результатов: отмены принятого Госдумой «Закона о СПИДе», введение которого подрывало въездной туризм в Россию (въездные гости должны были проходить многодневный карантин на СПИД) и отмены решения испанского правительства, осложнявшего выездной туризм в Испанию, так как все посещающие эту страну должны были обязательно проходить собеседование в испанском посольстве в Москве.
- Вопросы к государственному экзамену для студентов очной и заочной форм обучения специальности «2011 год.
- 1. Специалист по связям с общественностью: профессиональные и личностные качества.
- 2. Наука о связях с общественностью: предмет, объект, цели, задачи, функции и понятийный аппарат.
- 3.Процедурные технологии связей с общественностью: переговоры, фасилитация и медиация.
- 4. Спонсоринг и фандрайзинг.
- 5. Специальные мероприятия связей с общественностью: основные виды, характеристика.
- 6.Кризисы: типология, сущностные характеристики, управление.
- 1. С точки зрения прогнозов
- 2. С точки зрения последствий
- 3. С точки зрения менеджмента
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 7.Копирайтинг и спичрайтинг.
- 8.Виды пр- текстов для сми.
- 10.Американские и европейские связи с общественностью: история, опыт.
- 11.Исторические этапы развития связей с общественностью в России.
- 12.Организационная структура и функции служб по связям с общественностью на предприятии.
- 13.Функциональные обязанности пресс-секретаря.
- 14.Взаимодействие с государственными органами власти (gr).
- 15.Использование технологии лоббизма в деятельности специалистов по связям с общественностью.
- 16.Содержание корпоративной культуры предприятия.
- 17.Фирменный стиль: понятие и содержание.
- 18.Цели, задачи, сущность брендинга.
- 19.Создание и управление комплексом интегрированных коммуникаций на предприятии.
- 20.Кодексы профессионального поведения и этики специалиста по связям с общественностью.
- 21.Соблюдение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании.
- 22.Понятие общественности в паблик рилейшнз.
- 23.Организация деятельности пресс – службы в государственных и коммерческих структурах.
- 24.Технологии инвестор – рилейшнз.
- 1 Этап.
- 3. Этап.
- 25.Связи с общественностью в условиях кризиса фирмы: последовательность действий. (вопрос 6)
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 26.Работа специалиста по связям с общественностью со слухами
- 27.Медиапланирование.
- 28.Специфика деятельности по связям с общественностью в нефтегазовой отрасли.
- 29.Мерчендайзинг. Btl –технологии.
- 30.Правовое регулирование паблик рилейшнз.
- 31.Рекламное сообщение: структура, форма и процесс создания.
- 32.Основные виды рекламы.
- 34.Характеристика средств рекламной коммуникации.
- 35.История рекламной коммуникации.
- IV Средние века (10-15 в. Н.Э.)
- V. Новое время (16-19 вв.)
- VII. Реклама в Западной Европе (19 век).
- 36.Субъекты рекламной деятельности.
- 37. Оценка эффективности рекламы и связей с общественностью.
- 38. Структура, функции и процесс формирования персонального имиджа.
- 40.Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации.
- 41.Телевизионная журналистика: особенности, виды, способы финансирования.
- 42.Законодательные основы деятельности сми.
- 43.Организация и проведение избирательной кампании.
- 44.Менеджмент коммуникаций предприятия.
- 45.Принципы стратегического планирования в менеджменте коммуникаций.
- 46.Межличностные конфликты. Специфика проявления.
- 47.Роль специалиста по связям с общественностью в разрешении конфликтов в группах и организациях.
- 48.Основные средства коммуникации в организациях.
- 49.Социальные функции массовой коммуникации. Структурно – функциональный анализ массовой коммуникации в системе отношений «смк - общество».
- 50.Семиологический анализ сообщений массовой коммуникации.
- 51.Периодизация и типология социальных эффектов массовой коммуникации.
- 52.Модели эффектов массовой коммуникации.
- 53.Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации.
- 54.Целевая, реальная, потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы исследования коммуникативного поведения аудитории.
- 55.Массовая коммуникация и тенденции глобализации. Концепция «культурный империализм». Понятие «культурное сопротивление».
- 2. Культурный империализм или концепция зависимого развития.
- 3. Плюрализм мировых коммуникаций:
- 56.Государственная служба как открытая система. «Электронное правительство».
- 57.Сми как звено в системе взаимодействия пр-специалиста с общественностью.
- 58.Жанры сми в арсенале специалиста по связям с общественностью.
- 59.Пр- тексты и журналистские материалы: сходство и различие.
- 60.Роль пр- специалиста в создании и наполнении корпоративного сайта.
- 61.Типология и сегментация аудитории с позиций психологии.
- 2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики vals 1.
- 1.В 1989 г. В систему vals были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему была создана новая методика определения стиля жизни американцев – vals
- 62.Роль установки и стереотипа в массовой коммуникации.
- 63.Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к сми.
- 64.Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 65.Психологические исследования массовой коммуникации.
- 66.Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
- 67.Основные жанры пр - текстов.
- 4. Исследовательские жанры.
- 6. Комбинированные pr-тексты (пресс-кит, резюме)
- 68.Пр - текст. Стилистические ресурсы, используемые при его создании.
- 69.Возникновение и современное состояние консалтинга в России (организационно – экономические основы консультирования).
- 70.Современные виды консалтинговых услуг.
- 71.Сущность и цели политического консалтинга.
- 72.Исторические типы связи государственной службы с общественностью.
- 1.Особая роль государства в истории России
- 73.Сми как канал взаимодействия органов власти Тюменской области и населения.
- 76.Внутриличностный конфликт: причины возникновения, способы урегулирования (разрешения).
- 77.Конфликт: динамика развития, способы урегулирования.
- 78.Организационный конфликт: причины возникновения, диагностика, способы урегулирования.
- 79.Методы профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
- 80.Стратегии поведения в конфликте: диагностика и управление.
- 81.Корпоративный имидж: структура, функции, технологии процесс формирования
- 82.Кампания в сфере связей с общественностью: определение, характеристика, типология.
- 83.Основные этапы организации и проведения кампаний в сфере связей общественностью. Бриф кампании.
- 1.Аналитический этап:
- 84.Определение проблемы в ходе аналитического этапа кампании в сфере связей общественностью: постановка цели, определение стратегии и тактики.
- Этап определения проблемы или возможности
- Этап фокусированного исследования
- Этап анализа ситуации
- Этап характеристики и моделирования ситуации
- 85.Оценка эффективности кампании в сфере связей общественностью. Основные параметры эффективности и методы оценки.
- 1.1. Результаты pr-кампании могут быть измерены на трех уровнях:
- 1.2. Уровни оценочных критериев:
- 1.3. Группы методов оценки pr-кампании:
- 86.Коммуникация и ее типы. Межличностная специализированная и массовая коммуникация. Характеристика системы сми.
- Х-ки мк (б.М. Фирсов)
- 87.Основные модели и компоненты коммуникации. Коммуникативные барьеры.
- 88.Устная коммуникация. Коммуникативные функции языка и речи.
- 1.Индивидуально-языковые.
- 2.Соц.-языковые.
- 3.Индивидуально-речевые.
- 89.Невербальные средства коммуникации: их типология и природа.
- 90.Документальная коммуникация. Электронная коммуникация.
- 91.Мифологическая и художественная коммуникация.
- 92. Связи с общественностью, реклама, маркетинг, политика, сми, пропаганда: общее и особенное.
- 93.Мотивация участников коммуникативного процесса.
- 94.Роль информационных технологий в системе менеджмента коммуникаций.
- 95. Особенности пр - деятельности в сфере политики.
- 96.Особенности пр - деятельности в сфере экономики.
- 97.Особенности пр - деятельности в социальной сфере.
- 98.Особенности пр - деятельности в сфере культуры.
- 99.Связи с общественностью как социальный институт.
- 100.Современный рынок рекламы и связей с общественностью.
- 101.Использование интернет - технологий в связях с общественностью
- 102.Технологии медиарилейшнз.