logo search
госы! (1)

2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.

Общепринятого определения, что такое рынок PR услуг нет, но данный термин складывается из понятий рынок, PR и услуга. Т.о.

Рынок – это совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг.

PR – это это система управления общественно-значимой информацией, направленной на создание и распространение этой информации, на достижение гармоничных отношений между организацией и общественностью.

Услуги - блага, представленные не в форме вещей, а в форме деятельности. Или форма непроизводительного труда и в этом смысле – социально-экономическое отношение, выражающее потребление дохода

Рынок PR-услуг — это целостная совокупность фирм, компаний, агентств, групп, производящих и реализующих многообразные услуги в области управленческого консультирования маркетинга, экономического консалтинга, социальной психологии, антикризисного управления

PR-услуга выступает как одна из важнейших разновидностей бизнеса услуг, так как представляет собой товар (предмет) купли-продажи, от реализации которого общество получает ощутимую пользу за счет установления эффективных коммуникаций, формирования позитивного общественного мнения, профилактики возможных конфликтов.

Предпосылки: Спрос на эти услуги!

Появление в России PR как области профессиональной прикладной и научной деятельности было вызвано объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально-экономических, рыночных механизмов, появление демократических институтов

Формирование рынка PR -услуг невозможно в тоталитарных режимах, где правит одна партия, экономика централизована, господствует пропаганда. Главная предпосылка развития PR – наличие сверхплотного рынка , высокой товарной конкуренции. Поэтому PR в России начался с 90-х гг. и связан с политическими и экономическими преобразованиями в жизни России . Именно в те годы на российском рынке появились крупные западные компании, традиционно работавшие с PR и не представлявшие, как можно адаптироваться в новой бизнес-среде без института общественных связей.

Субъекты рынка:

- PR агентства – коммуникационные агентства любого вида: полного цикла, локальные, международные сетевые и т.д.

ТОП-15 национальных PR-агентст в рейтинге доверия (по степени убывания): на 2010 год по данным исследовательской группы "W-City" community research"

1. SPN Ogilvy.

2. Comunica.

3. Р.И.М. Портер Новелли.

4. ИМА-консалтинг.

5. Maslov PR.

6. Никколо М.

7. PRопаганда.

8. Fleishman-Hillard Vanguard.

9. Ньютон.

10. Простор.

11. Тайный Советник.

12. КРОС.

13. PR Inc./DDB.

14. Михайлов и партнеры.

15. Pro-Vision Communications

- фрилансеры – специализируются на узких вопросах

Услуги рынка PR услуг РФ:

- Корпоративный PR

- общественностью - организация публикаций в СМИ, мониторинг СМИ, подготовка рекламных брошюр, обновление сайтов (самые популярные направления)

- поиск объекта спонсоринга, кризисный PR, создание специализированных баз данных, налаживание связей с государственными организациями (применяются редко)

- PR в интернете

Эксклюзивные услуги на рынке:

- PR сопровождение арбитражных процессов

- коммуникации в сфере фармацевтики

Заказчики:

- бизнес структуры

-политические партии

- персона

- гос-во в целом и т.д.

Тенденции:

- Российские компании предпочитают реализовывать бюджет в рамках деятельности собственного департамента, международные же отдают 40-50% бюджета на аутсорсинг

- Идет процесс переосмысления самой миссии российского PR-сообщества. Если раньше внутри индустрии мы говорили о необходимости формировать у представителей политической и бизнес-элит всего лишь понимание необходимости связей с общественностью, то сейчас речь идет о том, как этот уже успешно встроенный механизм управления и регулирования общественных отношений отлаживать и совершенствовать в современных реалиях российской действительности.

- Одновременно с развитием международных связей происходит активный рост регионального рынка PR-услуг. Практически во всех крупных российских промышленно-финансовых центрах появились серьезные, высокопрофессиональные и весьма креативные PR-агентства, которые максимально используют знания специфики своего региона и успешно конкурируют со своими столичными коллегами.

- нет фиксированного ценообразования на рынке. Услуга рассчитывается вне зависимости от стоимости, а от возможности заказчика

- крупные бизнес структуры обращаются к иностранным агентствам

- участие в тендерах (недобросовестная конкуренция, побеждают на личных связях или на откатах)

Общий объем российского рынка PR-услуг в 2010 году составил 1 млрд. руб. Как сообщила пресс-атташе агентства «Сокур и партнеры» Ирина Зотова, показатели PR-рынка России выросли почти на 20 % по сравнению с 2009 г. и достигли уровня докризисного 2008 г.

Ген. директор агентства Дмитрий Сокур отметил, что посткризисное восстановление экономики и ужесточение конкуренции стимулирует и развитие рынка PR-услуг. Компании пытаются завоевать новые целевые аудитории. При этом, по его мнению, на ряду с основными инструментами (корпоративными, внутрикорпоративными, продуктовыми и брендовым PR), становятся популярны и программы корпоративной ответственности и PR в Интернете.

Наибольший рост инвестиций в PR в прошлом году наблюдался в фармацевтике, автомобилестроении, телекоммуникациях и IT. Компании рынков недвижимости и финансов, а также люксового сегмента не увеличивали свои бюджеты по статье расходов на PR.

Рост объема рынка PR-услуг произошел, в том числе, и за счет повышения внимания компаний к интернет-коммуникациям. Создание отдельных бюджетов на продвижение в сети - очевидная необходимость, которую поняли в большинстве активных компаний российского рынка. Однако, по данным «Сокур и партнеры», многие компании не задумывались о том, что при формировании таких бюджетов требуется закладка серьезных финансовых вложений.

По прогнозам Дмитрия Сокура, рост бюджетов организаций на продвижение в сети будет базой для роста объема рынка PR-услуг до 10 % в 2011 году.