logo search
ГОСЫ-2011

30.Правовое регулирование паблик рилейшнз.

В 1994 году на конференции РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью) принята «Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью».

В 1997 году руководители 11-ти российских PR-агентств подписали и объявили открытой для присоединения «Хартию принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью». В основе успешного развития сферы услуг по связям с общественностью в России лежит формирование цивилизованных отношений между операторами рынка на принципах равенства и взаимной выгоды. Основной целью Хартии является формирование ее участниками цивилизованных рамок сотрудничества, взаимодействия и существования в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции.

В мае 2000 года создана этическая комиссия РАСО, в состав которой вошли известные теоретики и практики PR: Александр Чумиков, Алексей Ситников, Татьяна Лукьяненко и другие. В 2000 году обнародован журналом «Советник», разработанный центром «Новоком» «Манифест роста сообщества политических консультантов и технологов».

Обсуждению этических принципов деятельности и критериев сертификации операторов рынка PR-услуг посвящены многочисленные публикации в профессиональных журналах «Советник» и «PR-диалог».

В июне 2000 года состоялось первое заседание комитета по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. Действует кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью. Достойное место в совершенствовании качества профессиональной подготовки PR-специалистов, обмене опытом и реализации принципа открытости занимают семинары и конференции.

Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (РАСО) принят на заседании Исполнительного Совета Российской Ассоциации по связям с общественностью 26 сентября 2001 года (г. Москва). Провозглашает следующие принципы и нормы своей профессиональной и этической деятельности:

1) ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

1.деятельность консультанта или агентства должна исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности;

2.практическая деятельность консультанта или агентства по связям с общественностью должна строиться на неукоснительном соблюдении принципов точности, правдивости и добросовестности передаваемой информации.

2) ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ:

1.консультант или агентство должны придерживаться честного и откровенного подхода в отношениях со своими клиентами или нанимателям;

2.обязаны соблюдать полную конфиденциальность, строго придерживаться принципа секретности информации, полученной от настоящих, бывших или потенциальных клиентов или нанимателей;

3.обязаны открыто заявить о своих обстоятельствах в случае, если их личные интересы или обязательства могут вступить в противоречие с интересами их клиента;

3) ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОЛЛЕГАМИ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ:

1должны избегать нечестной конкуренции; не должны умышленно наносить ущерб профессиональной репутации или работе коллег;

2.не должны публиковать или иным способом распространять на коммерческих условиях методики и технологии, авторство которых принадлежит другому консультанту или агентству;3.не должны в своей работе пользоваться методами, унижающими достоинство клиентов или нанимателей другого консультанта или агентства.

4) ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ:

не должны предпринимать действия, могущие

1.нанести ущерб репутации СМИ;

2.новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию;

3.если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации в соответствии с принципами настоящего Кодекса, консультант или агентство могут сделать это с помощью платной публикации в прессе или заплатив за время вещания на радио и телевидении в соответствии с правилами и практикой, принятыми в этой области;

5) ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ:

1.должны воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации профессии;

2.не только самим уважать настоящий Кодекс, но и способствовать тому, чтобы он был широко известен и понятен всем.

Для такой специфической, довери­тельной, основанной на межличностных отношениях сферы, как ПР, законодат. норм бывает недостаточно. В практике ПР нередко возн. немалые противоречия между целью и этичностью средств достижения этой цели; могут быть вопросы и по поводу самой цели и ее нрав-сти. Поэто­му ПР-сфера просто не может игнорировать опред. этические нормы.

В ПР цель никогда не оправды­вает использования ложных, вредных или сомнительных средств. Поэтому правомерен вопрос о выработке опре­деленной системы нравственных норм, которые и регулируют эту деятельность.

Есть проблемы, которые не подлежат регуляции на основании законов. К ним, в част­ности, относится оплата журналистам за подготовленные ими по просьбе фирмы материалы для газеты, ТВ. С одной стороны, эта плата за работу, и здесь нет ничего предосудительного. А с другой, это вроде бы напоми­нает попытку умилостивить журналиста ради достижения ка­ких-то корыстных целей.

Поэтому в каждой стране Ассоциации ПР вырабатыва­ют для себя основные представления о профессиональной деятельности.

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ИПРА. Настоящий кодекс профессионального поведения и этики был принят Международной ассоциацией ПР (ИПРА) на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г. и является обязательным для всех членов ассоциации. категори­чески запрещает членам ассоциации иметь дело с “подстав­ными организациями”. Член ассоциации не должен ока­зывать содействие никакой организации, провозглашающей одно, а на деле служащей каким-то тайным интересам.

Совершенно необязательно безоговорочно верить в то дело, которое пропагандируешь, но неэтично служить делу, которое ты считаешь неправым. Например, можно считать противоречащей этическим нормам работу убежденного трезвенника в пивоваренной или винодельческой промыш­ленности.

Можно привести и другой крайний пример: этично ли про­пагандировать сигареты, если известно, что курение увели­чивает вероятность возникновения рака легких, или рекла­мировать масло, если известно, что употребление его может привести к возникновению тромбоза сосудов сердца. Этиче­ские проблемы в области ПР, как и вопросы этики в других областях человеческой деятельности, оказываются порой весьма трудными, но их нужно решать в соответствии с личными убеждениями, поскольку формальных и готовых рецептов здесь быть не может.

Право каждого убеждать окружающих при условии, что средства честны и законны — это основное условие демокра­тии, но в области ПР оно является основным способом дея­тельности. Все, занятые в ПР, должны неизменно сохранять чувство ответственности, поскольку их деятельность воздей­ствует на сознание людей и влияет на жизнь общества.

Есть Кодекс профессиональных стандартов Американ­ского общества по связям с общественностью. В нем содер­жатся разделы, регламентирующие работу в отдельных сферах и отраслях, например, в области финансов.

АФИНСКИЙ КОДЕКС. От членов ИПРА также требуется соблюдение этического кодекса, из­вестного как Афинский кодекс, поскольку он был принят в Афинах Гене­ральной ассамблеей ИПРА в мае 1965 г. В него были внесены некоторые изменения в апреле 1968 г. Афинский кодекс был также принят СЕПР (Европейской конфедерацией ПР) в 1965 г.

Кодекс обя­зывает каждого практического работника ПР уважать принци­пы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека. Ко­декс регламентирует отношения к клиентам и нанимателям, к общественному мнению и средствам массовой информации, к коллегам и к самой профессии.

Развитие профессиональной ПР-деятельности в России выдвинуло потребность выработки Кодекса профессиональ­ной этики. Его отсутствие может стать серьезным препятстви­ем на пути равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами, международными ПР-сетями и мировым ПР-сообществом в целом. Пока в России принята Декларация этических прин­ципов ПР. Но обнаружилось, что не все ПР-фирмы готовы под­писать эту Декларацию и, следовательно, выполнять ее поло­жения. Однако высказывается мнение, что такие фирмы рано или поздно столкнутся с дилеммой: либо следовать признан­ным в ПР этическим нормам, либо в условиях растущей конку­ренции не иметь серьезных клиентов. К маю 1997 года этот документ, получивший название "Хартия принципов сотруд­ничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью", подписало 13 ПР-агентств.

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПР (Лиссабонский кодекс)Настоящий кодекс был принят на Генеральной ассамблее Европейской конфедерации ПР (СЕПР) в Лиссабоне 16 апреля 1978 г. и дополнен 13 мая 1989 г.

Кодекс поведения со­держит правила общения с коллегами, отношения с журна­листами и т.д. Более серьезные этические проблемы воз­никают, когда специалист по ПР должен принять решение о возможности применения своих знаний для пропаганды того, что, по его мнению, является злом или противоречит инте­ресам его страны. Это крайне сложная проблема, и ответ ле­жит не в области логики, а в области сознания.

Чаще всего подобные проблемы возникают у тех, кто ра­ботает в постоянном штате или дает консультации. Этиче­ские соображения сходны, но их практическое проявление весьма различно.

Предполагается, что каждый ответственный человек зна­комится с характером деятельности организации, прежде чем принять предложение о поступлении на работу. Если же, уже приняв решение, он узнает, что деятельность организа­ции противоречит закону или его представлениям, он, несом­ненно, должен немедленно уволиться. Это чрезвычайная си­туация, и происходит подобное нечасто. Более вероятно воз­никновение ситуаций, когда честность некоторых действий представляется сомнительной, или когда возможно противо­речие этих действий интересам страны или отдельных граж­дан. В таких обстоятельствах следует приложить усилия к пересмотру решения, а если это не удается, требовать от­ставки.

Увольнение с хорошего места требует известной доли му­жества, особенно если речь идет о семейном человеке, но на компромисс с совестью в таких обстоятельствах идти нельзя. Чрезвычайно трудно продуктивно работать в неподходя­щих условиях, и многие специалисты по ПР отказались от удобных и доходных должностей, потому что не были соглас­ны с условиями работы. ПР — это наука и искусство, и луч­ших результатов можно добиться только в благоприятных условиях. ПР отличаются от, скажем, бухгалтерии тем, что человек не может работать эффективно и в полную силу в организации, если он не верит в нее или в ее продукцию.

Проблемы этического характера возникают и у тех, кто предлагает свои услуги в качестве консультанта, правда, в другой форме. Здесь вопрос стоит иначе — должен ли кон­сультант предоставить свои услуги для пропаганды чего-либо, что можно считать противоречащим общественным интересам.