logo search
Маркетинг УМК

3.2. Опорный конспект введение

Маркетинговая деятельность отражает идею удовлетворения человеческих потребностей через взаимовыгодный обмен ценностями. Использование этой идеи бизнесом составляет сущность маркетинговой философии предпринимательства.

Как научная дисциплина маркетинг представляет собой систему знаний о том, как побеждать в конкурентной борьбе на товарном рынке.

Маркетинг рассматривают в узком и широком смыслах.

В широком смысле под маркетингом понимают средства и способы достижения успеха в предпринимательской деятельности в условиях конкуренции.

В узком смысле маркетинг связывают с искусством продаж.

Существует понятие «маркетинг-менеджмент», т. е. маркетинговое управление фирмой (управление на принципах маркетинга). Иными словами, маркетинг-менеджмент – это искусство и наука применения маркетинговых концепций для выбора целевых рынков, привлечения и сохранения круга новых потребителей.

Главная цель маркетингового управления - организация производства и сбыта товаров с ориентацией на потребности потребителей со сходными запросами (целевые сегменты рынка).

Товар в маркетинге может иметь форму материальной продукции, услуг, идей, информации, событий, опыта, права собственности, имиджа. Товар будет иметь успех на рынке только тогда, когда он представляет ценность для потребителя и приносит ему удовлетворение.

Рациональное экономическое поведение покупателя состоит в том, что он выбирает из конкурирующих товаров тот, который обладает наибольшей субъективной ценностью, т. е. наибольшей ценностью для данного покупателя.

Ключевым понятием в маркетинге является обмен, который рассматривается скорее как процесс, а не как единовременный акт. Если переговоры контрагентов по обмену ценностями завершаются достижением согласия, то совершается трансакция (сделка).

Маркетинг, ориентированный на совершение разовых (случайных) сделок, называется трансакционным маркетингом. Трансакционный маркетинг часто рассматривается как составная часть маркетинга партнерских отношений, цель которого - построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми рыночными партнерами компании (потребителями, поставщиками, посредниками).

В современных условиях, когда на смену индустриальной экономике приходит постиндустриальная экономика (сервисная, информационная), значение маркетинга возрастает.

Суть маркетингового подхода к ведению бизнеса заключается в том, что успеха добиваются фирмы, которые могут гибко приспособиться к факторам окружающей среды и предлагают потребителям пользующийся спросом товар на более выгодных, чем у конкурентов, условиях.

Менеджеру знание основных положений маркетинга и практическое владение маркетинговыми навыками необходимы для понимания того, как функционирует товарный рынок, как оценивать рыночные шансы и возможности предприятия, как формировать эффективные стратегии для получения желаемых экономических выгод от производственно-посреднической деятельности.