logo search
ГОСЫ-2011

69.Возникновение и современное состояние консалтинга в России (организационно – экономические основы консультирования).

В декабре 1996г. в рамках Проекта «Повышение качества консалтинговой профессии в России» было проведено первое исследование российских консалтинговых фирм. Первым, но не неожиданным, результатом этого исследования было то, что уровень их специализации оказался ниже уровня фирм, работающих в условиях зрелого рынка, вторым – то, что управленческое консультирование очень часто сочеталось с торговыми или производственными видами деятельности. Третий результат заключается в том, что применение западных методов в российской ситуации без интенсивного процесса адаптации к российской деловой культуре часто является весьма рискованным. Само по себе это не явилось большим сюрпризом. Был сделан вывод: характерные черты национальной культуры в значительной степени влияют на стиль управления и отношения между консультантами и клиентами.

В России идут процессы, которые содействуют созданию высокоразвитого профессионального консалтинга: это деятельность профессиональных ассоциаций консультантов, центры и программы обучения консультантов по управлению, семинары и конгрессы и т.д.

Сегодня современные российские предприятия все лучше понимают, что в современном мире, где конкуренция очень высока, любой день, когда вопрос не решается своевременно, приводит к потере денег и возможностей. Их опыт работы с внешними специалистами постепенно приводит к тому, что они, во все более высокой степени полагаются на консультантов по управлению.

Во многом важную роль играет то, что в России накоплен большой образовательный потенциал. Российская система образования продолжает успешно готовить высококвалифицированные кадры специалистов, многие из которых могут стать успешными консультантами.

Существуют и негативные факторы, препятствующие развитию консалтинга: неразвитость, и главное неквалифицированность спроса со стороны российских менеджеров. У них не выработаны еще навыки использования таких «мягких» методов, каковым и является консультирование. И они не всегда готовы платить адекватную цену за консалтинговые услуги.

(Посадский): Таким образом, рынок консалтинговых услуг в России является весьма перспективным, но его развитие требует значительных усилий и роста профессионализма как со стороны клиентов, так и самих консультантов.

Организационно-экономическая основа консалтинга.

Эволюция организационно-экономических форм консалтинга в России в зависимости от меняющихся условий экономического развития в России м/б условно разделена на 3 осн. периода: доперестроечный, перестроечный, рыночный.

Доперестроечный: Задача создания научно обоснованных форм и методов хозяйствования всегда оставалась одной из основных в социалистической экономике (пример: В СССР существовала широкая сеть отраслевых, межотраслевых и региональных институтов фактически выполняющих суть консультационных органов).

Истоки российского консалтинга исходят к 20-м годам XX века, когда активно разрабатываются теории перехода страны к социализму. Много внимания разработке экон-ких проблем в России уделил Ленин (его работа «Очередные задачи советской власти»).

В 30-е годы об управленческом консультировании начали постепенно забывать. Это связано с тем, что директора предприятий не всегда имели возможность реализовывать предложения консультантов.

Большой период в жизни советского государства был связан с культом личности Сталина и формирование административно-командной системы исключало активную роль консультирования. Силовые методы имели решающую роль (Сталин: «Нет человека, нет проблем»).

Второй виток активизации консультирования в нашей стране можно отнести к 60-м гг. XX века (после смерти Сталина). Когда в финансово-экономиечских ВУЗах и Научно-исследовательских учреждениях страны появились группы исследователей, чьи работы были в значительной степени ориентированы на оказание консультативной помощи предприятиям промышленности.

В 70-х гг. ХХ в. В СССР функции, выполняющиеся в западных странах консалтинговыми организациями были возложены на научно-исследовательские отраслевые институты. Консультирование осуществлялось в сильно усеченном виде, отсутствовали важные основы консалтинга. Практически не работала рыночная модель «спрос-предложение».

Т.о., некоторая степень независимости консультантов обеспечивалась лишь в рамках хозяйственно-договорных работ, при которых консультант и клиент выступал в качестве равноправных и относительно независимых от государства сторон.

В условиях доперестроечной России такая форма деятельности является единственно возможной для организации консалтинговых услуг на рыночных началах.

Перестроечный период. Переходный период к рыночной эк-ке для большинства российских предприятий оказался нелегким. Кризис российских предприятий можно разделить на 3 этапа:

1-й характеризует начало перестройки, когда была разработана концепция хоз.расчета, опиравшаяся на положение о том, что самостоятельность предприятий приведет к повышению эффективности их деятельности. В результате приватизации 10-тки тыс. предприятий были проданы в частную собственность за копейки, оказавшись вне поддержки. Это явилось 1-м шагом на пути к кризису. Началось сокращение кадров и остановка производств, что привело к безработице. Началась паника.

2-й этап характериз-ся тем, что оказавшись самостоятельными, у большинства предприятий появилась необходимость в поиске финансирования. В этих условиях выйти из кризиса сумели только те немногие предприятия, которые сумели совершить реструктуризацию и адаптироваться к новым условиям.

3-й этап характерен для многих предприятий, кот. просто прекратили свое существование (напр., Боровская птицефабрика в Тюмени. Кончилось зерно, предприятие было вынуждено забивать и выбрасывать тонны куриц).

Но кризисное состояние предприятий прояв. главным образом в том, что полностью был разрушен рынок сбыта, многие предприятия были вообще закрыты, профессиональные кадры покинули свои места и начали заниматься любым делом, чтобы прокормить семью.

В перестроечный период в России действовали следующие след. консалт-е структуры:

- индивидуальные консультанты, малые экспертные фирмы, т/же в России открылись филиалы западных консалтинговых агентств.

Современный период: В связи с экономическим ростом появляется спрос на консалтинг. Предприятия стали платить за консалтинговые услуги. К 2000г. в России, помимо инвестиционного, наибольшим спросом пользовались такие виды услуг, как налоговый к-г, ИТ, управленч. к-г, к-г в области управления персоналом и его подбора.

Современное состояние к-га в России характеризуется участием многих конс-х фирм в рейтингах. Это означает, что в нашей стране конс-й бизнес становится все более открытым. Специалисты отмечают, что региональные фирмы с т.зр. открытости превосходят крупнейшие западные фирмы, которые делают информацию о себе недоступной.

Особенностью российского к-га является отсутствие регламентации данного вида деятельности, т.е. на сегодняшний день нет ни одного единого федерального законодательного акта, определяющего сущность и принципы консалтинговой деятельности в России.

Основным законом в консалт-й деятельности явл Конституция РФ. Конституцией гарантируется единство эк-кого пространства, свободные перемещения т/у, поддержка конкуренции и свобода эк-кой деятельности, а т/же предоставляется право каждому человеку на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эк-кой деятельности.