logo search
ГОСЫ-2011

71.Сущность и цели политического консалтинга.

В России политконсалтинг – это молодая дисциплина, введена в 2000 году.

Основными составляющими п. к. яв-тся :1. Политика – принято называть науку государственного управления. Это наука о целях государства и наилучших средствах их достижения, о борьбе за власть и ее содержание. Макс Вебер дает следующее определение политике: «политика – это отношения, центром которых является власть». Он же подчеркивал, что «политика аппелирует при помощи специфического средства власти, за которым стоит насилие».

Рогачев и Комаровский дают следующее определение: «политика – это особый вид межгрупповых отношений, связанных с использованием большими группами людей институтов публичной власти для реализации их жизненно важных интересов. Идеальная модель отношений в политической сфере, установление партнерских отношений между властью и другими субъектами политики, воздействие на общественное мнение, его учет при выработке и принятии решений. 2.Консалтинг – это деятельность специализированных компаний, заключающаяся в консультировании продавцов, покупателей, производителей, политических деятелей, работников социальной сферы по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, культурной, социальной и другой деятельности. Консалтинг может заключаться в подготовке пакета учредительных документов, выборе стратегий инвестиционных компаний либо политических организаций, прогнозирование экономического или политического развития политики и поведения лидеров.

3. П.к.. А. Ситников дает след-ее определение: «п.к. – это новое научное направление, изучающее пол-кую дея-сть, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации».

Ольшанский: «консультативные функции специалистов в области ПР в сфере политики могут быть сведены к целенаправленной работе, ключевым звеном которого является экспертная помощь политикам в решении политического толка».

Условно эта деятельность может разделяться на 2 вида (по Ольшанскому):

-Диагностика политического процесса. Выявление его проблемных аспектов, выработка путей их разрешения.

-Консультирование проекта, т.е. разработка и содействие внедрению конкретных решений в политической сфере.

Функции политического консультирования: исследование политической ситуации (по категориям ее проявления: от исследований имиджа отдельного субъекта политической ситуации до исследований выборной истории общества); прогнозирование политической ситуации (также по категориям ее проявления); реализация маркетингового аспекта (позиционирование политической ситуации, разработка планов и программ, формирование имиджа); создание и преобразование структур является субъектами политической ситуации, влияющих на нее; оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию; реализация стратегических планов воздействия на политическую ситуацию; оперативное реагирование на изменение политической ситуации.

Важнейшие понятия политконсалтинга: политическая сфера, политический процесс, политический режим, политическая система. Политконсалтинг в политологии рассматривается в контексте концепции политической системы. Эта концепция была разработана американскими политологами Истолом и Алмондом. В данной концепции на передний план выдвигаются проблемы взаимодействия общественных структур и политических институтов, социальной среды и центров принятия решения. В рамках политической системы политический режим стало своеобразным центром, связывающих между собой все элементы политического пространства. А политический консалтинг стал социальным механизмом, способом управления обществом, соединяющим с одной стороны базовые модели выбора, голосования и принятия решений, а с другой стороны – способы политического участия партий и групп давления.

П.к. – деятельность организаторов PR, специализирующаяся на создании атмосферы доверия отдельных индивидов, социальных групп к органам государственной власти, местного самоуправления, а также к партиям, фракциям и отдельным политикам. П.к. предполагает проведение научного анализа ситуации в политической, социально-экономической сферах, выработку программ властных и управленческих структур, политических деятелей, руководителей, партий и структурных подразделений общественно-политических организаций политиков и избирательных штабов.

Эта работа предусматривает обязательность имиджмейкерской деятельности, функционирование психологических характеристик лидера, содействие политику в овладении навыками делового общения, ораторского искусства, технологическим инструментарием PR в условиях политического конфликта.

Политическое консультирование - это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности. По сути дела он стал механизмом совершенствования практики управления и руководства политическими процессами и организациями, рационализации их структуры, последовательности действий и т.п.

Задачами консультирования в политической сфере являются:

◊формулировка верной рекомендации руководству организации по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта; предоставление данной рекомендации нужному лицу в соответствующей форме, в необходимое для него время и в удобном месте; ◊ снижение деловых рисков в управленческой деятельности клиентов, повышение надежности принимаемых решений; помощь руководству и персоналу организации в освоении современных методов эффективного управления, в результате чего повышается творческий потенциал коллектива и его руководства, растет их способность к принятию эффективных и своевременных решений в соответствии с поставленными целями.

Реализуя указанные задачи политически консультанты выполняют множество различных функций.

Среди них: обеспечение познавательных потребностей политического лидера, государственного деятеля в информации, которая сделает его взаимодействие с окружающим миром более эффективным. Это рекомендации и консультации, которые будут способствовать принятию эффективных управленческих решений; помощь, советы, рекомендации в понимании ситуации и анализа существующих подходов к ней, экспертная оценка; эмоциональная поддержка политического лидера, руководителя государственного органа в ситуациях трудных решений; снижение давления политического лидера, государственного деятеля и уменьшения уровня конфликтности внутри его окружения; проверка и анализ различных идей, исходящих от самого политического лидера или других лиц; осуществление PR и помощь в создании имиджа политического лидера; выполнение функций доверенного лица; во время выборной кампании - разработка ее стратегии;другое.

Основные формы и типы политического консультирования.

Несмотря на богатство управленческих ситуаций, обстоятельств и запросов клиентов, политическое консультирование, как правило, осуществляется в двух основных формах: рефлективного и игрового консультирования.

Рефлективное консультирование предусматривает как формулировку самим консультантом тех или иных рекомендаций, так и стимуляцию саморефлексии руководителя под влиянием этих советов и рекомендаций. В данном случае консультант играет роль подсказчика, не только направляющего деятельность руководителя и корректирующего его представления и действия, но и побуждающего своими советами его собственные размышления о разнообразных аспектах своей профессиональной деятельности. Второй способ - это игровое консультирование, которое используется в тех случаях, когда консультант либо сомневается, что его рекомендации будут использованы на деле, либо когда он сам не может до конца четко и ясно составить свои рекомендации и ему требуется дополнительная информация, имеющая конфиденциальный межличностный или частный характер. В процессе взаимодействия с клиентом консультанты могут играть разные роли, лежащие в основании типологии их действий. В целом спектр типов консультантов довольно разнообразен. Так, выделяют внешних консультантов, привлекаемых из конкретной организации, и внутренних, т.е. специалистов, работающих в данной организации и способных выполнить экспертные функции; групповых и индивидуальных, отечественных и международных и т.д.

Весьма распространена типология консультантов по уровню их специальных знаний: Консультант-«ученый» выполняет задачи носителя научных воззрений либо в широкой сфере (например, в области конфликтологии), либо в более узкой предметной области (специалист по этническим конфликтам). Консультант-«исследователь» - это тоже человек, занимающийся в основном научными изысканиями. Однако он является специалистом в узкой проблематике, востребованной клиентом. «эксперт», представляющий собой в основном специалиста-практика в узкой области политических отношений: по работе избирательного штаба со СМИ.