logo search
ГОСЫ-2011

40.Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации.

Радио появилось именно в то время, когда человечество стало нуждаться в предельной оперативности информации: глобальные потрясения, изменившиеся в начале столетия административный, ментальный и политический лик Земли – социальная революция в России, первая мировая война, - затронули все слои населения. В 60-х годах начала складываться стабильная система радиовещания.

Перестройка изменила не только политические и экономические основы общества, и сложившуюся систему СМК. К государственным радиостанциям добавились частные, независимые, которые вещают в УКВ и FM- диапазонах. Помимо информационного вещания появилось и музыкальное. Радио стало одним из видов бизнеса.

Призвание РАДИО – развлекать и информировать!!!

Свойства радио:

Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, делающих его вездесущим и общедоступным. Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события.

2. Интерактивностьведение программ в реальном времени, в едином временном пространстве.

3. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры.

NB!: Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Понятие «формат» подразумевает прежде всего основные принципы и параметры вещания, т.е. определение концепции работы радиостанции, ориентированной на определенную целевую аудиторию, ее возможности для слушания и инф.-ные и эстетические запросы.

Формат радио это совокупность музыкальных стилей и направлений, рассчитанных на определенную аудиторию. Вместе с тем отождествлять принцип формата исключительно с муз.-ми приоритетами не совсем верно, т.к. необходимо учитывать новостные, разговорные, развлекательные форматы.

Коммерческая радиостанция должна досконально знать музыкальные пристрастия своей потенциальной аудитории и подбирать материал в соответствии с ними. Эти проблемы и призван решить формат радиостанции – тип вещания, способ существования станции в эфире.В понятие «формат» входят концепция вещания, а также подбор музыкальных композиций, соответствующих специфике станции, соответствующий способ подачи новостей, рекламные ролики, джинглы (аудиологотипы радиостанции), отбивки, манера поведения ди-джеев.

Наиболее популярными в 90-е годы и коммерчески выгодными как в США и Европе, так и в России стали следующие форматы:

2) Формат Хит-радио (в 50–60-е годы он назывался «Тор-40») («Радио современных хитов»): 15–35 лет, постоянно должна звучать самая «горячая» музыка, занимающая высокие позиции в национальных и мировых таблицах популярности (от джаза до рэпа, от блюза до трип-хопа и др.);

3)Формат «Музыка, легкая для восприятия»: 40-50 лет, инструментальная музыка, иногда с мягким вокалом;

4) New Age (музыка для снятия напряжения и медитации): кроме музыкальных инструментов в ней присутствуют звуки моря, леса, голоса птиц, крики чаек, дельфинов и т.д.; в России пока нет станций, вещающих исключительно в этом формате.

5) Формат рок-музыка из альбомов / рок для взрослой аудитории: от 18 до 34 лет, в основном мужского пола, т.к. муз.-ное «содержимое» программ нередко включает в себя рок-композиции в жестком стиле «хард-н-хэви». Этот формат может подразделяться также на подформаты: («Современный рок/альтернативная музыка»)–для молодежи– и («Классика рок-музыки»)-постарше;

6) Формат «Ностальгия» – музыка конца 40–50-х годов, рассчитанный на людей от 50 лет;

8) Формат National Music или National Hit: станции, которые передают только национальную поп- и рок-музыку. У нас – «Русское радио» и «Наше радио»;

9) Формат («Религиозное радио»): может использовать некоторые программные элементы других форматов; узкая, но стабильная аудитория;

В нашей стране вполне можно ожидать увеличения числа таких форматов, как All News («Только новости»), All Talk («Только беседы»), All Comedy («Только развлекательные программы»), а также News/Talk (звонки в студию + интервью в прямом эфире + большое количество новостной инф.-ции), уже представленные станциями «Свобода» и «Эхо Москвы». Эти форматы имеют разнообразную ауд.-ю и пользуются особой популярностью у бизнесменов.

Преимущества и недостатки радио.

Преимущество радиовоздействия заключается в максимальной оперативности, а также технической простоте формирования и распространения информацион­ных сообщений. Одно из наиболее доступных средств именно широкой, массовой инф.-ции. Однако специфика радио связана не только с его достоинствами, но и с некоторыми объективными недостатками. Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух. Значит, большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие. «на слух» человеческий мозг способен воспринять и запомнить не более 20% информации!!! Поэтому в радиосообщениях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая новые слова для одного и того же сообщения.

Т.о., неоспоримые преимущества радио, делающие его уникальным средством массовой информации, – оперативность и эмоциональность и то, что технически радиосообщения не знают границ и расстояний. Радио можно одновременно слушать и в Арктике, и в Антарктике.

Уникальность радио – вездесущность и общедоступность

Таким образом, для привлечения большего числа заинтересованных лиц той или иной информацией ПР-специалисты могут использовать различные радиостанции, в зависимости от своих целевых аудиторий и поставленных задач. Это не только может гарантировать высокий коэффициент получения и обработки «нашей» информации слушателями, но и сохранит лишний рубль.