42.Законодательные основы деятельности сми.
В Конституции закреплен принцип идеологического многообразия, причем, ни одна идеология не может считаться государственной. В соответствии с конституцией каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова и каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инф-цию любым законным способом, при этом гарантируется свобода МИ, цензура запрещается.
Деятельность СМИ регулируется следующими законами: Закон о СМИ (принят 27.12.1991г.); О ТВ и радиовещании; О праве на информацию; Об авторском праве и смежных правах; О рекламе (вступил в силу с 1.07.2006); Об информации, информатизации и защите информации.
Сферы отношений в журналистике, регулируемые законом.
1. Отношения м/д учредителем и редакцией. Здесь сущ-ет противоречие м/д законом о СМИ и гражданским кодексом.
Закон о СМИ: Устав редакции принимается на общем собрании коллектива большинством голосов и утверждается учредителем, при этом учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, однако, он может «обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от своего имени».
Гражданский кодекс: наделил правами 1-го лица владельца, т.е. учредителя.
2. Отношения м/д СМИ и источниками инф-ции (соц.институты, граждане). Чтобы выполнить свои ф-ции журналисты должны обладать широкими правами на получение инф-ции. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности. Гласность - это мера публичности, открытости.
Закон о СМИ обязывает «госуд-е органы и организации, общественные объединения и должностные лица предоставлять сведения о своей деят-ти СМИ по запросам редакции, а т/же путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и иных материалов». Исключение составляют случаи, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны.
3. Права журналистов на распространение инф-ции. Закон о СМИ: содержит статью о недопустимости злоупотребление свободой МИ. Нельзя использовать СМИ для призыва к захвату власти и насильственному изменению строя для разжигания национальной и религиозной розни, для пропаганды войны, фашизма и др. форм экстремизма, для распространения порнографии, культа насилия и жестокости.
Закон о рекламе: запрещает недобросовестную, недостоверную, неэтичную, ложную, скрытую рекламу.
Закон о защите прав потребителя: определяет необходимые нормы информирования потребителей о т/у.
4. Отношения м/д СМИ и аудиторией. Закон о СМИ относительно массовой аудитории: «граждане имеют право на оперативное получение достоверных сведений о деят-ти госуд. органов, организаций, общественных объединений». Относительно соц. институтов: соц. институт имеют право на ответ, но не обязаны реагировать на критику, обязать к этому их может только Президент.
Цензура как форма контроля:
Цензура бывает предварительная и последующая. Предварительная: Осуществляется до выхода в свет материала; без разрешения цензуры ни одно произведение опубликовано быть не могло (в СССР). Последующая (карательная): осуществляется над опубликованным материалом. В России по существующему законодательству предварительная цензура не допускается. Только в исключительных случаях в соответствии с законом по ЧП может вводиться предварительная цензура, применяться арест печатной продукции, изыматься множественная и звукоусилительная техника. Косвенная цензура: попытка лиц или организаций повлиять на принятие решений журналистами о публикации произведений. Работники СМИ имеют полное право не прислушиваться к таким советам, но часто поддаются давлению из-за разного рода опасений.
Авторское право журналистики. Закон об авторском праве.
Согласно этому закону, авторизации подвергаются произведения, выраженные в объективной форме, т.е. зафиксированные на бумаге, кино-, виде- или фотопленки, являющихся произведениями творческого труда независимо от их достоинств и назначения, а т/же независимо от того опубликованы они или нет. Объектами авторского права явл.: литературные произ-я, музыкальные, произ-я живописи, скульптуры, аудиовизуальные произ-я и т.д. На официальные документы авторское право не распространяется (законы, судебные решения, тексты законодательного, административного и судебного характера). Авторским правом могут обладать как отдельные лица, так и коллектив. Значок с (копирайт) - авторское право.
Права автора. где и как публиковать свои произведения; подписываться анонимно или придумывать себе псевдоним; неприкосновенность произведения, т.е. сокращения, перевод на другие языки без согласия автора не допускаются; неимущественное авторское право длится бессрочно, имущественное право заключается в возможности получать гонорар, и это право действует в течении жизни автора и на протяжении 50 лет после его смерти.
Нарушение закона влечет за собой правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» Информационная безопасность - это составная часть национальной безопасности наряду с военной, эк-кой, продовольственной и т.д. и требует всестороннего обеспечивания. Понятие инф-й безопасности в нормативных документах описывается как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Таким образом, забота о массовой информационной безопасности - это формирование такой концепции и создание таких условий функционирования СМИ, при которых гарантирован информационный порядок, достигается максимальная информированность граждан.
Закон «О рекламе». Реклама может распространяться в любой форме и любыми средствами. Реклама предназначена для неопределенного круга лиц. Р. должна соответствовать нормам гуманности и морали, принятым в данном обществе. Р. должна быть добросовестной и достоверной (ст. 5). Недобросовестная Р. содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица. Недостоверная Р. содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого тов., о стоимости/цене тов., о фактическом спросе и т.д. В Р. не допускается: использование бранных слов, демонстрация процессов курения и потребления алкоголя и т.д.
- Вопросы к государственному экзамену для студентов очной и заочной форм обучения специальности «2011 год.
- 1. Специалист по связям с общественностью: профессиональные и личностные качества.
- 2. Наука о связях с общественностью: предмет, объект, цели, задачи, функции и понятийный аппарат.
- 3.Процедурные технологии связей с общественностью: переговоры, фасилитация и медиация.
- 4. Спонсоринг и фандрайзинг.
- 5. Специальные мероприятия связей с общественностью: основные виды, характеристика.
- 6.Кризисы: типология, сущностные характеристики, управление.
- 1. С точки зрения прогнозов
- 2. С точки зрения последствий
- 3. С точки зрения менеджмента
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 7.Копирайтинг и спичрайтинг.
- 8.Виды пр- текстов для сми.
- 10.Американские и европейские связи с общественностью: история, опыт.
- 11.Исторические этапы развития связей с общественностью в России.
- 12.Организационная структура и функции служб по связям с общественностью на предприятии.
- 13.Функциональные обязанности пресс-секретаря.
- 14.Взаимодействие с государственными органами власти (gr).
- 15.Использование технологии лоббизма в деятельности специалистов по связям с общественностью.
- 16.Содержание корпоративной культуры предприятия.
- 17.Фирменный стиль: понятие и содержание.
- 18.Цели, задачи, сущность брендинга.
- 19.Создание и управление комплексом интегрированных коммуникаций на предприятии.
- 20.Кодексы профессионального поведения и этики специалиста по связям с общественностью.
- 21.Соблюдение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании.
- 22.Понятие общественности в паблик рилейшнз.
- 23.Организация деятельности пресс – службы в государственных и коммерческих структурах.
- 24.Технологии инвестор – рилейшнз.
- 1 Этап.
- 3. Этап.
- 25.Связи с общественностью в условиях кризиса фирмы: последовательность действий. (вопрос 6)
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 26.Работа специалиста по связям с общественностью со слухами
- 27.Медиапланирование.
- 28.Специфика деятельности по связям с общественностью в нефтегазовой отрасли.
- 29.Мерчендайзинг. Btl –технологии.
- 30.Правовое регулирование паблик рилейшнз.
- 31.Рекламное сообщение: структура, форма и процесс создания.
- 32.Основные виды рекламы.
- 34.Характеристика средств рекламной коммуникации.
- 35.История рекламной коммуникации.
- IV Средние века (10-15 в. Н.Э.)
- V. Новое время (16-19 вв.)
- VII. Реклама в Западной Европе (19 век).
- 36.Субъекты рекламной деятельности.
- 37. Оценка эффективности рекламы и связей с общественностью.
- 38. Структура, функции и процесс формирования персонального имиджа.
- 40.Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации.
- 41.Телевизионная журналистика: особенности, виды, способы финансирования.
- 42.Законодательные основы деятельности сми.
- 43.Организация и проведение избирательной кампании.
- 44.Менеджмент коммуникаций предприятия.
- 45.Принципы стратегического планирования в менеджменте коммуникаций.
- 46.Межличностные конфликты. Специфика проявления.
- 47.Роль специалиста по связям с общественностью в разрешении конфликтов в группах и организациях.
- 48.Основные средства коммуникации в организациях.
- 49.Социальные функции массовой коммуникации. Структурно – функциональный анализ массовой коммуникации в системе отношений «смк - общество».
- 50.Семиологический анализ сообщений массовой коммуникации.
- 51.Периодизация и типология социальных эффектов массовой коммуникации.
- 52.Модели эффектов массовой коммуникации.
- 53.Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации.
- 54.Целевая, реальная, потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы исследования коммуникативного поведения аудитории.
- 55.Массовая коммуникация и тенденции глобализации. Концепция «культурный империализм». Понятие «культурное сопротивление».
- 2. Культурный империализм или концепция зависимого развития.
- 3. Плюрализм мировых коммуникаций:
- 56.Государственная служба как открытая система. «Электронное правительство».
- 57.Сми как звено в системе взаимодействия пр-специалиста с общественностью.
- 58.Жанры сми в арсенале специалиста по связям с общественностью.
- 59.Пр- тексты и журналистские материалы: сходство и различие.
- 60.Роль пр- специалиста в создании и наполнении корпоративного сайта.
- 61.Типология и сегментация аудитории с позиций психологии.
- 2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики vals 1.
- 1.В 1989 г. В систему vals были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему была создана новая методика определения стиля жизни американцев – vals
- 62.Роль установки и стереотипа в массовой коммуникации.
- 63.Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к сми.
- 64.Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 65.Психологические исследования массовой коммуникации.
- 66.Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
- 67.Основные жанры пр - текстов.
- 4. Исследовательские жанры.
- 6. Комбинированные pr-тексты (пресс-кит, резюме)
- 68.Пр - текст. Стилистические ресурсы, используемые при его создании.
- 69.Возникновение и современное состояние консалтинга в России (организационно – экономические основы консультирования).
- 70.Современные виды консалтинговых услуг.
- 71.Сущность и цели политического консалтинга.
- 72.Исторические типы связи государственной службы с общественностью.
- 1.Особая роль государства в истории России
- 73.Сми как канал взаимодействия органов власти Тюменской области и населения.
- 76.Внутриличностный конфликт: причины возникновения, способы урегулирования (разрешения).
- 77.Конфликт: динамика развития, способы урегулирования.
- 78.Организационный конфликт: причины возникновения, диагностика, способы урегулирования.
- 79.Методы профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
- 80.Стратегии поведения в конфликте: диагностика и управление.
- 81.Корпоративный имидж: структура, функции, технологии процесс формирования
- 82.Кампания в сфере связей с общественностью: определение, характеристика, типология.
- 83.Основные этапы организации и проведения кампаний в сфере связей общественностью. Бриф кампании.
- 1.Аналитический этап:
- 84.Определение проблемы в ходе аналитического этапа кампании в сфере связей общественностью: постановка цели, определение стратегии и тактики.
- Этап определения проблемы или возможности
- Этап фокусированного исследования
- Этап анализа ситуации
- Этап характеристики и моделирования ситуации
- 85.Оценка эффективности кампании в сфере связей общественностью. Основные параметры эффективности и методы оценки.
- 1.1. Результаты pr-кампании могут быть измерены на трех уровнях:
- 1.2. Уровни оценочных критериев:
- 1.3. Группы методов оценки pr-кампании:
- 86.Коммуникация и ее типы. Межличностная специализированная и массовая коммуникация. Характеристика системы сми.
- Х-ки мк (б.М. Фирсов)
- 87.Основные модели и компоненты коммуникации. Коммуникативные барьеры.
- 88.Устная коммуникация. Коммуникативные функции языка и речи.
- 1.Индивидуально-языковые.
- 2.Соц.-языковые.
- 3.Индивидуально-речевые.
- 89.Невербальные средства коммуникации: их типология и природа.
- 90.Документальная коммуникация. Электронная коммуникация.
- 91.Мифологическая и художественная коммуникация.
- 92. Связи с общественностью, реклама, маркетинг, политика, сми, пропаганда: общее и особенное.
- 93.Мотивация участников коммуникативного процесса.
- 94.Роль информационных технологий в системе менеджмента коммуникаций.
- 95. Особенности пр - деятельности в сфере политики.
- 96.Особенности пр - деятельности в сфере экономики.
- 97.Особенности пр - деятельности в социальной сфере.
- 98.Особенности пр - деятельности в сфере культуры.
- 99.Связи с общественностью как социальный институт.
- 100.Современный рынок рекламы и связей с общественностью.
- 101.Использование интернет - технологий в связях с общественностью
- 102.Технологии медиарилейшнз.